Версия для слабовидящих
Официальный сайт Главы Удмуртской Республики
и Правительства Удмуртской Республики
 
  • Сегодня:
  • Время:

Отчёт «О результатах деятельности Правительства УР в 2010 году»

Отчёт

Президента Удмуртской Республики А.А. Волкова

Государственному Совету Удмуртской Республики

«О результатах деятельности Правительства Удмуртской Республики в 2010 году»


«Уважаемый Александр Васильевич!

Уважаемые депутаты Государственного Совета!

Уважаемые члены Правительства!

Уважаемые приглашённые!

В соответствии с Конституцией Удмуртской Республики и Законом «О Президенте Удмуртской Республики» представляю вашему вниманию отчёт о деятельности Правительства республики в 2010 году.

Правительство, реализуя федеральный Закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов», делало свою работу открытой, доступной и публичной.

Введены в практику правительственные часы – отчёты перед Государственным Советом республики. Стали регулярными рабочие встречи членов Правительства с депутатами, лидерами фракций и постоянными комиссиями Государственного Совета. Проекты ключевых решений Правительства выносятся на общественное обсуждение.

В итоге, благодаря совместной работе, принято 67 законов Удмуртской Республики.

Сегодня можно с уверенностью сказать, что нам удалось обеспечить социально-экономическую и финансовую стабильность республики.

При этом мы сумели сохранить основы социально-экономической политики нашей Стратегии и Программы социально-экономического развития республики. И сегодня в зале присутствуют члены экспертной группы по контролю над реализацией этих документов.

Экономика Удмуртии не только выстояла в борьбе с последствиями кризиса, но и сохранила потенциал роста. Во многом это произошло благодаря реализации второго антикризисного плана.

Объём валового регионального продукта в минувшем году увеличился почти на 10 процентов и составил около 256 миллиардов рублей, что на 6 процентов выше уровня 2008 года.

В центре антикризисных мероприятий Правительства было решение проблем на рынке труда.

И не случайно 7 февраля этого года на рабочей встрече с Президентом России Д.А.Медведевым основной темой были вопросы занятости.

В прошедшем году Правительство республики сосредоточило максимум финансовых и организационных ресурсов на реализации программы снижения напряжённости на рынке труда. На эти цели было направлено около 670 миллионов рублей, из них почти 630 миллионов рублей – средства федерального бюджета.

Используя эти средства, мы сумели трудоустроить более 70 тысяч человек, создать более 34 тысяч временных рабочих мест, поддержать 6 тысяч 300 человек, пожелавших заняться предпринимательской деятельностью.

Под особым контролем Правительства находилось трудоустройство выпускников высших и средних профессиональных учебных заведений.

В мероприятия по регулированию занятости мы сумели вовлечь более 2 тысяч 800 предприятий, что способствовало сохранению трудовых коллективов и, в конечном счёте, конкурентоспособности экономики региона.

Неполная занятость сократилась с 23 тысяч 500 до 14 тысяч человек. На сегодняшний день это показатель составил почти 8 тысяч человек.

В Удмуртии уровень регистрируемой безработицы сократился с 3,3 до 2,1 процента. Но и это нас устраивать не может. Поэтому в текущем году, который объявлен в республике Годом человека труда, мы должны поднять социальный статус людей, занятых в сфере материального производства, и увеличить занятость активного населения, обеспечив уровень безработицы ниже 2 процентов.

Другим безусловно позитивным результатом работы Правительства является то, что, преодолевая тяжёлые последствия кризиса, в 2010 году мы не допустили снижения уровня жизни населения.

Среднемесячная заработная плата составила 14 тысяч 107 рублей и по сравнению с предыдущим годом увеличилась на 9,5 процента. К 2008 году рост составил 16 процентов.

Среднедушевые денежные доходы в республике составили 12 тысяч 298 рублей и выросли к 2009 году почти на 12 процентов. Численность населения с доходами ниже прожиточного минимума хоть на полпроцента, но сократилась и составила 14,8 процента.

Этому также способствовала работа координационного совета по вопросам соблюдения трудовых прав, комиссии по регулированию социально-трудовых отношений и совета по подготовке кадров.

На нашем особом контроле находились вопросы соблюдения трудового законодательства и своевременной выплаты заработной платы.

Здесь мы активно сотрудничали и продолжаем сотрудничать с Государственной инспекцией труда в Удмуртии, республиканской Федерацией профсоюзов, Федеральной налоговой службой и Прокуратурой Удмуртской Республики.

В результате просроченная задолженность по заработной плате за прошлый год сократилась на 29 процентов и составила на 1 января текущего года 64 миллиона 500 тысяч миллиона рублей.

Правительство успешно справилось со своевременным и полным исполнением социальных обязательств перед населением республики. При этом особое внимание было уделено пожилым гражданам и инвалидам как наиболее уязвимым слоям населения.

Усиливая это направление, Правительство реализовало программу «Социальная поддержка инвалидов», утвердило программу «Доступная среда» и разработало программу по сохранению и созданию рабочих мест в организациях Общества слепых, на реализацию которой в этом году будет выделено более 23 миллионов 500 тысяч рублей.

Пенсии в республике в среднем увеличились на 23,8 процента.

Своевременно и в полном объёме выполнены обязательства по социальным выплатам населению. В рамках целевой программы «Старшее поколение» продолжилась поддержка ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны.

Сохранена дополнительная мера социальной поддержки малообеспеченных безработных беременных женщин.

На различные виды помощи 11 тысячам многодетных семей Правительство выделило около 114 миллионов рублей.

В республике работает 28 специальных жилых домов на 742 места, а в Киясовском районе открыт первый межрайонный социальный центр для несовершеннолетних.

В целом объем финансирования отрасли составил 3 миллиарда 600 миллионов рублей. Это на 551 миллион больше, чем в 2009 году.

Социальную поддержку получила 521 тысяча человек.

В соответствии со второй и третьей Программами социально-экономического развития республики, приоритетной задачей Правительства остаётся сохранение и поддержание здоровья населения.

Общий объем финансирования системы здравоохранения в прошлом году составил более 13 миллиардов рублей.

В эту сумму вошли и 878 миллионов рублей из федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов, полученных республикой на реализацию приоритетного национального проекта «Здоровье».

Расходы на одного жителя за год составили 8 тысяч 588 рублей.

На укрепление материально-технической базы здравоохранения было направлено около 744 миллионов рублей. За год в республике построено и реконструировано 9 объектов здравоохранения. В том числе

Республиканский детский санаторий «Юськи», детская поликлиника № 3 в городе Ижевске, поликлиника центральной районной больницы в селе Каракулино, операционный блок Городской клинической больницы № 7 города Ижевска.

В отрасли реализовано 18 целевых программ с общим объёмом финансирования в 215 миллионов рублей. Мы продолжали оснащать лечебные учреждения республики новейшим оборудованием и внедрять в медицинскую практику современные технологии.

Благодаря этому, высокотехнологичные виды медицинской помощи получили свыше полутора тысяч человек, что на 28 процентов выше уровня 2009 года.

Признанием в этой области явилось то, что в прошлом году республика впервые получила 150 федеральных квот на оказание медицинской помощи по кардиохирургии и эндопротезированию суставов.

Работа сосудистого и травмоцентра привела к снижению смертности от острых нарушений мозгового кровообращения, инфаркта миокарда и несчастных случаев на дорогах. За этими цифрами стоит 347 человек, которым наши врачи сохранили жизнь.

В 7 центрах здоровья получили помощь почти десять тысяч жителей республики.

В результате внедрения современных профилактических и лечебных технологий, в прошлом году удалось снизить младенческую смертность – в 1,2 раза, а уровень материнской смертности – в 1,4 раза. Средняя продолжительность жизни оценочно составила в республике 68,8 года, а по России – 69,2 года.

В то же время общая смертность в республике увеличилась на 940 человек. Министерство здравоохранения должно проанализировать причины этого роста. Не думаю, что основной причиной было аномально жаркое лето. Вложенные в отрасль колоссальные средства должны приносить ощутимое увеличение продолжительности жизни.

К счастью, комплекс остальных социальных программ положительно повлиял на увеличение рождаемости. По этому показателю наша республика по-прежнему лидирует в Приволжском федеральном округе.

В прошедшем году в республике родились 21 тысяча 735 детей. Это на 626 детей больше, чем в 2009 году. И главное, что естественный прирост за год составил 622 человека.

Эффективная система здравоохранения – это не только качественные, в том числе и высокотехнологичные, медицинские услуги, но и постоянная профилактика заболеваний.

Последовательно занимаясь улучшением условий для укрепления здоровья населения, мы продолжаем развивать и совершенствовать спортивную инфраструктуру.

В минувшем году введено в строй 5 спортивных сооружений и 6 школьных спортивных залов.

Выполняют свою миссию летние и зимние республиканские сельские спортивные игры, которые ежегодно привлекают к активным занятиям спортом около 100 тысяч селян. В 2010 году они прошли на вновь построенных стадионе в Дебёсах и лыжной базе в посёлке Кез.

В минувшем году наши спортсмены привезли на родину 76 медалей всероссийских и международных соревнований, среди которых 39 золотых.

На поддержку наших спортсменов, талантливой и перспективной молодёжи направлена новая республиканская целевая программа «Формирование здорового образа жизни, развитие физической культуры и спорта в республике на 2010 – 2014 годы». За 5 лет на её реализацию предусмотрено свыше 7 миллиардов 300 миллионов рублей. Часть из них пойдёт на строительство и реконструкцию 48 спортивных объектов.

В результате наших совместных усилий спорт стал неотъемлемой частью жизни почти 300 тысяч наших граждан. Этот показатель превышает среднероссийский уровень.

Инвестиции в здравоохранение, физическую культуру, в демографическое развитие станут ещё весомее от реализации проекта партии «Единая Россия» «Качество жизни. Здоровье» на 2011 – 2012 годы. За 2 года мы с вами должны освоить около 4 миллиардов рублей федеральных средств.

2 миллиарда 700 миллионов рублей из них будут потрачены на капитальный ремонт и реконструкцию учреждений здравоохранения. И в первую очередь самых важных участков работы с пациентами – приёмных покоев, операционных блоков и реанимаций. Около миллиарда рублей будет направлено на приобретение медицинского оборудования.

Перед нами стоит масштабная и очень ответственная задача по качественному улучшению уровня жизни населения республики.

И мы должны решить её предельно эффективно, добиваясь максимальной отдачи от каждого рубля.

Уважаемые депутаты!

2009 год вошёл в историю республики как Год учителя и Год знаний и был отмечен позитивными результатами в сфере образования.

Средние баллы наших выпускников по Единому государственному экзамену вновь превысили среднероссийские показатели, и это – результат труда наших педагогов. Наша работа по материально-техническому укреплению школ привела к тому, что в августе 2010 года их готовность к новому учебному году составила почти 99 процентов.

Только в прошедшем году мы ввели школы в Вавожском, Дебёсском и Кезском районах, учебный блок детского санатория в Юськах, школьный спортивный зал в селе Ныша Можгинского района, спальный корпус детского дома в посёлке Балезино и 970 мест в детских дошкольных учреждениях.

Для детей с ограниченными возможностями созданы центры дистанционного образования на базе Италмасовской школы-интерната и Удмуртского государственного университета.

Совершенствование системы поддержки талантливых детей позволило увеличить количество участников Всероссийских предметных олимпиад до 75 человек. 25 учащихся стали их победителями и призёрами.

Поэтому вполне закономерно, что Удмуртия продолжает укреплять свои позиции среди передовых регионов России по качеству общего образования и охвату детей дошкольным образованием и воспитанием.

Не менее важным для нас является и здоровье школьников.

В минувшем году, благодаря Республиканской целевой программе «Детское и школьное питание», мы качественно кормили 97 процентов учащихся наших школ.

Сохранив сеть учреждений бесплатного дополнительного образования, мы добились того, что сегодня в ней занято94 процента учащихся. Каждый третий ученик республики регулярно занимается спортом.

Более рационально используя средства на организацию отдыха и оздоровления детей, мы добились того, что в прошлом году отдохнуло и поправило здоровье на 6 процентов детей больше, чем в 2009 году.

В минувшем году в семьях воспитывалось уже более пяти с половиной тысяч детей-сирот или 80 процентов от их общего числа.

Этому росту во многом способствовало то, что при усыновлении детей-сирот мы предоставляем усыновителям единовременное денежное пособие в размере 100 тысяч рублей.

А в комплексе все наши действия привели к тому, что количество правонарушений среди несовершеннолетних за прошедший год снизилось на 17 процентов.

В минувшем году Правительство продолжало реализовывать социальные программы в сфере государственной молодёжной политики.

Сегодня молодёжь - это 27 процентов населения республики. И её нужно максимально вовлечь в активную общественную жизнь, содействовать её участию в развитии республики.

Для этого начата реализация новой республиканской целевой программы по патриотическому воспитанию на 2010 – 2014 годы.

Растёт численность молодёжных объединений, увеличивается количество волонтерских отрядов. Студенческий отряд Ижевского государственного технического университета стал победителем Всероссийского конкурса и принял участие в строительстве объектов зимних Олимпийских игр в Сочи. Показали свою жизнеспособность молодёжные парламентские структуры при Государственном Совете Удмуртской Республики и муниципальных образованиях.

Уважаемые депутаты!

Модернизация, эффективное развитие экономики и социальной сферы неразрывно связаны с процессами в культуре.

Здесь наши усилия были направлены на сохранение культурного наследия, поддержку профессиональных коллективов, внедрение информационных технологий и укрепление материально-технической базы.

Важнейшим событием прошедшего года стало празднование 65-летия годовщины Победы в Великой Отечественной войне. К этому замечательному юбилею мы привели в порядок 850 памятных сооружений и воинских захоронений, находящихся на территории Удмуртии.

Мы выполнили поставленную Президентом России задачу - обеспечили жильём ветеранов Великой Отечественной войны, вставших на учёт до 1 марта 2005 года. Кроме этого, на выделенные в прошлом году бюджетные средства также улучшили жилищные условия 1 тысяча 259 ветеранов, вставших на учёт после 1 марта 2005 года.

Высоким уровнем проведения запомнились Третий Международный фестиваль циркового искусства, 53-й музыкальный фестиваль, посвящённый 170-летию со дня рождения Петра Ильича Чайковского, Третий Международный фестиваль духовой музыки «На родине Петра Ильича Чайковского».

Важным событием для нашей республики стал 10-й Федеральный Сабантуй, который собрал гостей из 45 регионов России. К этому событию мы благоустроили парк имени Кирова и отремонтировали Ижевский ипподром.

Крупнейшим событием года стало празднование 250-летия столицы Удмуртии города Ижевска. Долгожданным подарком горожанам и всем жителям республики стала преобразившаяся до неузнаваемости набережная Ижевского пруда. А кульминацией праздника стало яркое театрализованное представление на Центральном республиканском стадионе.

Социальное развитие и создание комфортной среды для проживания невозможно без обеспечения общественной и личной безопасности граждан.

В республике реализуются целевые программы по усилению борьбы с преступностью и профилактике правонарушений, профилактике терроризма и экстремизма, противодействию употреблению наркотиков и их незаконному обороту. На их выполнение в прошедшем году выделено 13 миллионов 500 тысяч рублей.

Продолжили активную работу Совет общественной безопасности, Антитеррористическая и Антинаркотическая комиссии, Оперативный штаб по проведению контртеррористических операций.

Реализован комплекс мер по предотвращению террористических актов и экстремистских проявлений, который позволил сохранить в республике стабильную ситуацию. На особом контроле Правительства профилактика наркомании.

На ещё бóльшее повышение оперативности и эффективности этой работы рассчитаны созданные по Указу Президента России постоянно действующие координационные Совещания по обеспечению правопорядка.

Именно об этом говорил вчера Дмитрий Анатольевич Медведев на первом всероссийском совещании силовиков, прошедшем в Генеральной прокуратуре РФ. Он акцентировал внимание на усилении борьбы с терроризмом, экстремизмом и коррупцией.

Заседание координационного Совещания по обеспечению правопорядка в республике прошло 11 февраля этого года. Одними из первых его решений стали недопущение реализации на территории республики препаратов наркотического действия, в том числе и «насвая», и усиление контроля над нравственной стороной содержания наружной рекламы в Ижевске и в целом на территории республики.

Вместе с такой рекламой необходимо раз и навсегда убрать с наших улиц и девиц лёгкого поведения, которые не только попирают все нравственные принципы, но и являются носителями массы инфекционных болезней.

В рамках Национальной стратегии противодействия коррупции в Удмуртской Республике продолжилась реализация соответствующего Закона.

Благодаря федеральной и республиканской целевым программам по безопасности дорожного движения, снизилось количество дорожно-транспортных происшествий и число погибших в автомобильных авариях.

Совместными усилиями силовых ведомств республики удалось сохранить контроль над криминальной ситуацией, не допустить массовых беспорядков и чрезвычайных ситуаций, добиться дальнейшего сокращения уровня преступности.

Общее количество преступлений, совершённых на территории республики, сократилось на 15,7 процента. Наряду со снижением тяжких и особо тяжких преступлений, выросла их раскрываемость.

Когда мы говорим об улучшении качества жизни наших граждан, мы не должны забывать о состоянии окружающей среды и обеспечении экологической безопасности.

В целом экологическая ситуация в республике в минувшем году оставалась стабильной. Укрепляя эту стабильность, в прошлом году были разработаны схемы организации вывоза и захоронения отходов на территории Воткинского, Глазовского и Можгинского районов, началось проектирование кустового полигона твёрдых бытовых отходов в Сарапуле.

Мы с вами приняли важное решение и утвердили 2 актуальнейших для республики целевые программы - «Государственная поддержка создания и развития системы переработки и захоронения отходов» и «Чистая вода».

Масштабная реконструкция на предприятии «Ижсталь» позволила снизить выбросы в атмосферу вредных веществ более чем на 5 тысяч тонн в год. Всё это будет способствовать последовательному улучшению качества жизни населения.

Среди инструментов, которые способствуют ускоренному выходу из кризиса, одно из главных мест занимает работа по улучшению инвестиционного климата и привлечению инвестиций.

Благодаря активной поддержке Государственного Совета, постоянно совершенствуется законодательная база по стимулированию инвестиционной и инновационной деятельности.

Особо отмечу важные изменения в законы «Об участии Удмуртской Республики в государственно-частных партнерствах» и «О налоге на имущество организаций».

В минувшем году Правительство продолжило реализацию второй республиканской целевой программы «Создание благоприятных условий для привлечения инвестиций».

В еженедельном режиме работала межведомственная группа по продвижению приоритетных инвестиционных проектов.

В сентябре прошлого года мы презентовали ключевые инвестиционные проекты республики на межрегиональной конференции «Стратегия социально-экономического развития Приволжского федерального округа».

2 из них вошли в перечень окружных приоритетных проектов.

Улучшению инвестиционного климата и продвижению инвестиционных проектов способствовала наша активная работа с федеральными институтами развития.

Правительство подписало Соглашения о сотрудничестве со Сбербанком России, Внешэкономбанком, Промсвязьбанком, Министерством регионального развития Российской Федерации.

Заключён протокол о взаимодействии с Центром государственно-частного партнерства Государственной корпорации «Внешэкономбанк».

В декабре прошлого года международное агентство «Фитч Рейтинг» присвоило республике достаточно высокий кредитный рейтинг, который имеет «стабильный» прогноз.

В результате совместной работы Правительства, Государственного Совета и бизнеса объём привлеченных инвестиций в прошлом году оценочно составил 42 миллиарда 300 миллионов рублей.

Для привлечения инвестиций в инновационные проекты в последние годы Удмуртия была представлена на 22 международных и российских выставках и форумах, в которых приняло участие 42 организации. Важным событием прошедшего года стал прошедший в Ижевске Третий Российский Форум «Российским инновациям – российский капитал», который был направлен на мобилизацию инновационного потенциала агропромышленного комплекса.

Продолжая эту работу, в текущем году мы ввели новые формы поддержки инновационных предприятий. Речь идет о предоставлении субсидий на деятельность малых и средних инновационных компаний и о возмещении затрат на создание новых предприятий такого рода. Уже с этого года начнётся субсидирование части затрат по оплате процентов по кредитам на реализацию инновационных проектов.

На реализацию целевой программы поддержки малого и среднего бизнеса из бюджета республики и федерального бюджета выделено 217 миллионов рублей. 151 проект малого бизнеса получил поддержку на общую сумму более 200 миллионов рублей.

В прошлом году Удмуртия 4 раза становилась победителем конкурса Минэкономразвития России и получила более 80 миллионов рублей на поддержку малого и среднего предпринимательства.

В республике сформирована необходимая инфраструктура поддержки предпринимательства. Правительство приняло решение о поддержке малого и среднего бизнеса, экспортирующего свою продукцию.

7 муниципальных образований стали победителями республиканского конкурса и получили более шести с половиной миллионов рублей на поддержку малого предпринимательства. В целом, в разных формах государственную поддержку получили свыше 3 тысяч 300 субъектов малого предпринимательства. Сегодня почти четверть экономически активного населения республики работает в малом и среднем бизнесе.

О ситуации в строительном комплексе республики.

В прошедшем году было освоено 8 миллиардов 500 миллионов рублей капитальных вложений, в том числе 4 миллиарда 300 миллионов из бюджета Удмуртской Республики. Введено в эксплуатацию 50 объектов образования, здравоохранения, спорта, культуры, социальной защиты населения.

Социально и экономически важной стала государственная поддержка молодых семей в улучшении жилищных условий.

По программе «Доступное жильё для молодых семей» новоселье в прошлом году справили 1 тысяча 232 молодые семьи. Материнский капитал на погашение льготного кредита направила 231 молодая семья. При рождении третьего ребёнка 32 молодые семьи, участвующие в программе, получили по 200 тысяч рублей на погашение кредита из бюджета республики.

Программа привлекла в строительную отрасль 2 миллиарда 700 миллионов рублей. Молодые семьи оформили 2 тысячи 169 кредитов на общую сумму в 2 миллиарда 480 тысяч рублей. Первоначальные взносы за жильё составили более 220 миллионов рублей. Из бюджета республики на компенсацию процентной ставки направлено почти 143 миллиона рублей.

С начала этого года процентная ставка по кредитам этой программы варьируется от 11,25 до 12,75 процента в зависимости от срока пользования кредитом. При этом для самих участников программы 5 процентов по кредиту как были, так и остались.

В этом году мы сняли все ограничения на участие в программе по месту работы и расширили количество участников программы с 3 до 4 тысяч молодых семей.

Аналогов такой программы в России нет. Это еще раз подтвердило прошедшее недавно в Кирове под руководством Председателя Правительства Российской Федерации Владимира Владимировича Путина совещание по вопросам развития жилищного строительства, где мне была предоставлена возможность выступить.

Не забываем мы и о многодетных малоимущих семьях. 47 таких семей в прошлом году получили господдержку на улучшение жилищных условий. На обеспечение жильём детей-сирот из бюджета республики выделено 100 миллионов рублей и более 24 миллионов рублей из федерального бюджета. Это позволило приобрести 185 жилых помещений для 211 сирот.

Не менее важным направлением в обеспечении граждан жильём является развитие ипотечного жилищного кредитования. Общий размер ипотеки в прошлом году составил 4 миллиарда 860 миллионов рублей. Жилищные условия улучшили 7 тысяч сто сорок семей.

В комплексе все это позволило нам ввести в строй 473 тысячи квадратных метров жилья, что составляет 102 процента к уровню 2009 года.

Но оснований для удовлетворения нет.

По объёмам жилищного строительства последние 4 года мы топчемся на одном месте: 2007 год – 483 тысяч квадратных метров, 2008 год – 486 тысяч квадратных метров, 2009 год – 465 тысяч квадратных метров, 2010 год – 473 тысячи квадратных метров.

То есть по 0,31 квадратного метра на одного жителя. Это 37-е место в России и 14-е в Приволжском федеральном округе.

Нужна ясная политика по увеличению строительства жилья до 750 тысяч квадратных метров в год или по половине квадратного метра на одного жителя.

Газификация Удмуртии продолжилась в рамках новой республиканской целевой программы.

Введён в эксплуатацию 361 километр газопроводов, газифицировано 8 тысяч 200 квартир. На эти цели было направлено 690 миллионов рублей, из них 250 миллионов – средства Газпрома, 395 миллионов рублей бюджетных средств.

Уровень газификации на селе вырос с 34,3 до 37,1 процента.

С 2008 года в республику привлечено 2 миллиарда 600 миллионов рублей средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства. На эти средства мы отремонтировали 1 тысячу 562 многоквартирных дома и расселили 209 аварийных домов. За счёт этих мер свои жилищные условия улучшили 985 семей или 2 тысячи 955 человек.

Завершая тему строительства, к сожалению, должен признать, что Правительственная межведомственная комиссия по ценообразованию не справилась с поставленной задачей по оптимизации стоимости объектов капитального строительства.

Налицо безответственность глав городов и районов, соответствующих министров при выдаче технических заданий, завышение цен проектировщиками, сговоры при проведении аукционов генеральных подрядчиков и отсутствие контроля со стороны Управления капитального строительства и министерства строительства.

И пока это не стало предметом для разбирательства в правоохранительных органах, пора самим навести здесь порядок.

В прошедшем году продолжилась модернизация жилищно-коммунального хозяйства республики.

Создано 797 товариществ собственников жилья, а количество частных управляющих организаций увеличилось до 90 процентов. Прекращены дотации организациям коммунального комплекса на возмещение разницы в тарифах. Ликвидировано перекрестное субсидирование населения за счёт бюджетных и прочих потребителей.

Тарифы на услуги организаций коммунального комплекса доведены до экономически обоснованного уровня и стали едиными для всех групп потребителей.

На постоянном контроле Правительства находились вопросы по недопущению необоснованного роста тарифов на коммунальные услуги. Региональная энергетическая комиссия проводила экономическую экспертизу расходов организаций, включаемых в тарифы.

В итоге в течение прошлого года из тарифов было исключено почти 3 миллиарда 300 миллионов рублей необоснованных затрат.

Что касается населения, то здесь все тарифные решения полностью соответствуют предельным индексам Федеральной службы по тарифам России для нашей республики. Кроме этого, системно проводятся проверки регулируемых организаций в части обоснованности и правильности применения тарифов.

Поскольку ремонт лифтов является для жителей самой дорогой частью их коммунальных расходов, в конце прошлого года Правительство утвердило соответствующую региональную программу, реализация которой позволит в текущем году заменить 70 лифтов.

Эффективная подготовка к отопительному сезону 2010 - 2011годов обеспечила его безаварийное проведение в условиях нынешней морозной и снежной зимы. Эти вопросы координировала межведомственная комиссия, которая провела 30 выездных проверок в муниципальных образованиях.

Следующий наш приоритет – дорожное строительство.

В прошедшем году продолжилось строительство автодороги Ижевск – Воткинск, на которой освоено более 315 миллионов рублей.

На приведение в нормативное состояние улично-дорожной сети населённых пунктов Правительство направило около 170 миллионов рублей. В результате отремонтировано почти 40 километров дорог и пешеходный мост в селе Тарасово Сарапульского района.

Ещё 100 миллионов рублей мы направили на реконструкцию и ремонт автодорог, разработку и экспертизу проектно-сметной документации.

В рамках проекта партии «Единая Россия» городу Ижевску было выделено 596 миллионов рублей федеральных средств, на которые отремонтировано 609 тысяч квадратных метров дорог.

По Соглашению между Правительством и Министерством регионального развития России на закупку 53 единиц дорожной техники направлено 208 миллионов 500 тысяч рублей, в том числе 128 миллионов из федерального бюджета.

В целом на дорожное хозяйство республики в прошедшем году израсходовано 2 миллиарда 327 миллионов рублей, в том числе 724 миллиона – из Федерального бюджета.

В агропромышленном комплексе основные усилия Правительства были направлены на устранение последствий засухи, модернизацию сельскохозяйственного производства и повышение его эффективности.

В результате аномально жаркого лета республика сумела собрать 313 тысяч тонн зерна. Это лишь 48 процентов к уровню 2009 года.

На приобретение кормов, семян, средств химизации, горючего и техники хозяйства получили около 1 миллиарда 200 миллионов рублей дополнительной поддержки из бюджета республики. В срочном порядке пришлось увеличить субсидии и приобрести 346 единиц сельхозтехники, необходимой для заготовки кормов.

Впервые в нашей практике были предоставлены субсидии на содержание коров в личных подсобных хозяйствах.

Особое внимание по-прежнему уделялось развитию социальной инфраструктуры на селе, где было построено и реконструировано 26 объектов.

Общий объём государственной поддержки агропромышленного комплекса республики в прошедшем году составил около 3 миллиардов 300 миллионов рублей. При этом более 950 миллионов рублей было привлечено из федерального бюджета.

И эта поддержка не осталась без ответа.

Объём производства сельскохозяйственной продукции в прошлом году составил 33 миллиарда 400 миллионов рублей, что чуть выше уровня 2009 года.

В прошлом году, впервые в истории республики, средний надой на одну корову составил 4 тысячи 581 килограмм молока.

К сожалению, мы не удержали поголовье крупного рогатого скота и коров, что лишило республику дополнительной финансовой поддержки из федерального бюджета. В этом году такая поддержка составит 5 миллиардов рублей. Они будут распределены среди 29 субъектов России, сохранивших поголовье.

Республика могла бы претендовать примерно на 200 миллионов рублей из этой суммы, которые были бы нам очень кстати. Хочу привести два полярных примера работы в одинаково сложных условиях.

Балезинский район в прошлом году увеличил надои в сравнении с 2009 годом на 342 килограмма и надоил по 5 тысяч 73 килограмма молока от 1 коровы. В итоге за год в районе получили 42 тысячи 98 тонн молока или на 2 тысячи 945 тонн больше, чем в 2009 году.

В Воткинском районе надои в 2010 году по отношению к 2009 году упали на 787 килограммов от 1 коровы, а суммарно район в 2010 году получил на 5 тысяч 302 тонны молока меньше, чем в 2009 году.

Причина провала – в грубых просчётах прежнего руководства Воткинского района.

Аномальная жара прошлого года спровоцировала рост цен на продукты питания. И этот рост далеко не всегда был экономически обоснованным. В такой ситуации важно было не допустить спекуляции, ажиотажного спроса и паники среди потребителей.

При росте цен на рожь и пшеницу в 2-3 раза, стоимость социально значимых сортов хлеба в республике выросла не более чем на 10 процентов. Рост цен на мясную продукцию был ниже уровня инфляции, цены на мясо птицы и рыбу остались на уровне 2009 года, а цены на рис снизились.

Стоимость социально значимых продуктов питания и продуктовой корзины в республике по-прежнему одна из самых низких в Российской Федерации.

Эти показатели являются прямым следствием нашего внимания к агропромышленном комплексу республики и работы Правительственной комиссии по ценообразованию.

Постепенное восстановление экономики вызвало оживление на потребительском рынке.

Объём розничных продаж увеличился к уровню 2009 года на 12 процентов и перевалил за 110 миллиардов рублей

Хочу отметить, что этот рост произошёл при девятипроцентном снижении объёмов реализации крепких спиртных напитков. Как видите, наше с вами решение об ограничении продажи алкоголя в ночное время было совершенно правильным с социальной точки зрения и не нанесло ущерба экономике. Было бы правильным дальнейшее ограничение продаж алкоголя в ночное время, в том числе и пива.

Засуха и природные пожары лета прошлого года доказали эффективность выстроенной в республике системы по предупреждению и тушению лесных пожаров.

Нужно отдать должное работникам лесной отрасли Удмуртской Республики и Главного Управления Министерства по чрезвычайным ситуациям России по Удмуртии, которые в крайне сложных условиях не допустили в республике ни одного крупного лесного пожара.

Чтобы поддержать Министерство лесного хозяйства Удмуртии, Правительство направило на приобретение противопожарной техники около 21 миллиона рублей, на авиационное патрулирование лесов – более 7 миллионов рублей. В результате большой и напряжённой работы средняя площадь одного лесного пожара в республике не превысила 1 гектара. Это лучший показатель по Приволжскому федеральному округу.

Уважаемые депутаты!

Основой своевременного и чёткого исполнения социальных обязательств, возложенных на Правительство, стало развитие производственных отраслей экономики.

Прошедший год был непростым для базового сектора экономики республики. Сегодня можно говорить о его послекризисном восстановлении. Объём товаров, отгруженных промышленными предприятиями, составил 228 миллиардов рублей или 114 процентов к уровню 2009 года.

Неплохие результаты отмечены на предприятиях машиностроительного комплекса, металлургии, легкой и химической промышленности.

В прошлом году основные усилия Правительство сосредоточило на работе с проблемными предприятиями. Об основных результатах этой работы я доложил на встрече с Президентом России Дмитрием Анатольевичем Медведевым.

Как вам известно, реальную угрозу существованию нашего автозавода создал целый набор причин. Главная из них – это безответственная работа собственника, который практически разорил предприятие, выведя все оборотные средства. Не случайно эти люди сегодня объявлены в розыск.

Активная позиция Правительства республики и мощная поддержка Председателя Правительства России Владимира Владимировича Путина позволили отстоять важнейшее для экономики республики предприятие.

В минувшем сентябре заводской конвейер возобновил работу, и до конца года завод собрал 6 тысяч 927 автомобилей.

17 декабря прошлого года при участии Председателя Правительства России Владимира Владимировича Путина подписан Меморандум между Сбербанком России, корпорацией «Ростехнология» и «АвтоВАЗом». В соответствии с ним, Ижевский автозавод через процедуру банкротства перейдёт в собственность альянса «АвтоВАЗ» - «Рено-Ниссан». В этот бизнес-проект «АвтоВАЗ» вложит семь миллиардов рублей инвестиций.

В текущем году производственный план ижевского автозавода предполагает выпуск более 100 тысяч автомобилей отечественных и зарубежных брендов. Этот план был ещё раз подтверждён 18 февраля этого года во время рабочего визита на ИжАвто президента АвтоВАЗа Игоря Анатольевича Комарова.

До июля текущего года на работу на ИжАвто будет принято около 2 тысяч человек.

Остаётся сложной ситуация на группе предприятий «Ижмаш», где сохраняются миллиардные долги.

Достигнуты договорённости с руководством госкорпорации «Ростехнологии» о том, что оно в первом полугодии этого года разберётся с реальным состоянием дел и со всеми вытекающими последствиями, в том числе и кадровыми.

Процитирую фрагмент из интервью заместителя генерального директора Госкорпорации «Ростехнологии» Игоря Николаевича Завьялова «Независимой газете» от 17 декабря прошлого года: «Проверка «флагмана» российской оборонки – группы предприятий «Ижмаш» – выявила, что, безграмотно управляя вверенным хозяйством, генеральный директор довел до предбанкротного состояния не только головной завод, но и ряд предприятий группы «Ижмаш». Стали известны и вопиющие факты незаконного заключения сделок по отчуждению целых сегментов бизнеса и приобретению долгов компании, сформировавшихся в результате вывода имущества. В результате «Ижмашу» был нанесен существенный экономический ущерб. На фоне этих злоупотреблений манипулирование данными и искажение финансовой отчетности, неуплата налогов кажутся уже детскими шалостями».

Мы, со своей стороны, продолжим держать эту ситуацию на особом контроле.

Еще одно проблемное предприятие - «Сарапульский радиозавод».

Так же, как и на автозаводе, недобросовестный собственник оставил заводу 2 миллиарда долгов и «растерял» заказы предприятия. В итоге в 2010 году темп роста производства к 2008 году составил 47,5 процента. Завод продолжал накапливать долги по заработной плате и платежам в бюджеты всех уровней.

Единственный реальный выход из этой ситуации Правительство республики увидело в том, чтобы приобрести в свою собственность 100 процентов уставного капитала предприятия за 144 тысячи рублей.

В декабре-феврале на предприятие было привлечено 120 миллионов рублей. Ещё 75 миллионов рублей поступили из Министерства обороны России.

Эти меры позволили ликвидировать часть задолженности по заработной плате и снизить дебиторскую задолженность государственных заказчиков за поставленную продукцию. Сегодня у предприятия есть возможности для увеличения портфеля заказов по Государственному оборонному заказу.

Правительство прорабатывает вопрос стратегического партнерства и вхождения радиозавода в состав одной из вертикально-интегрированных структур. Сегодня на сессии будет рассмотрен вопрос о предоставлении предприятию государственной гарантии в сумме 350 миллионов рублей.

Уделяя особое внимание проблемным предприятиям, Правительство принимало активные меры по поддержке и других предприятий реального сектора экономики.

Была создана межведомственная рабочая группа по содействию устойчивому развитию промышленных предприятий. Продолжалась реализация целевых программ поддержки ключевых секторов промышленности. 11 предприятий получили более 13 миллионов рублей субсидий по банковским кредитам и лизинговым платежам.

Уже в текущем году в рамках программы «Развитие машиностроения и металлообработки» впервые будут предоставлены cубсидии на новое производственное строительство, реконструкцию и техническое перевооружение, приобретение энергоэффективного оборудования.

Эти меры будут способствовать повышению энергоэффективности экономики и созданию новых высокопроизводительных рабочих мест. На это уже оказал влияние рост объёма производства по Государственному оборонному заказу в 2009 году, который оценочно увеличился на 10 процентов к уровню 2009 года.

Общая сумма государственной поддержки промышленных предприятий в прошлом году составила около 59 миллионов рублей. Кроме этого, в рамках федеральных целевых программ, антикризисных мероприятий и программы утилизации автомобилей предприятия республики получили почти 1 миллиард рублей.

Уверенно продолжала работать нефтедобывающая отрасль.

В 2010 году из недр республики добыто более 10 с половиной миллионов тонн нефти. Наращивают темпы добычи ОАО «Белкамнефть». Стабильно работает «Удмуртнефть». Нефтяники республики перечислили в консолидированный бюджет республики около 5 миллиардов рублей.

В прошлом году Правительство начало реализацию Программы развития энергетического комплекса республики до 2020 года и обеспечило устойчивое снабжение энергоресурсами предприятий, организаций и населения республики.

Объем производства в энергетике составил более 23 миллиардов 300 миллионов рублей при темпе роста почти в 106 процентов. Для обеспечения безопасности электроснабжения республики при Правительстве был создан специальный Штаб.

Существенный вклад в повышение качества жизни населения вносит транспортный комплекс республики.

Правительство продолжило модернизацию и технологическое обновление отрасли. По Соглашению между Правительством республики и Министерством регионального развития России автобусный парк был обновлен на 63 единицы. Внедрена электронная система оплаты проезда граждан.

В городе Глазове работает электронный билет и спутниковая навигация, остановки оборудуются автоматизированными системами информирования пассажиров.

Внедрение новых технологий позволит сократить себестоимость перевозок, увеличить доходы предприятий и, самое главное, улучшить качество обслуживания пассажиров.

В прошедшем году важное место в деятельности Правительства республики занимало развитие информационного общества и формирование электронного правительства.

Для повышения качества и эффективности этой работы в структуре Правительства было образовано министерство информатизации и связи Удмуртской Республики.

В прошедшем году продолжилась работа Межведомственного координационного совета, сформирован Экспертный совет по информатизации при Правительстве Удмуртской Республики. Подписан Указ и утверждено более 10 нормативных актов, которые определяют основные меры по развитию информационного общества в республике.

На реализацию новой республиканской целевой программы «Информационное общество» в текущем году будет направлено 240 миллионов рублей.

В прошедшем году был создан Портал государственных и муниципальных услуг, где представлена вся информация об услугах, оказываемых на территории Удмуртской Республики. В соответствии с Планом, утвержденным в прошлом году, к 2014 году весь объём государственных услуг будет оказываться в электронном виде.

Внедрение информационных технологий во все сферы нашей жизни, упрощение порядка получения услуг и повышение социальной защищенности будет способствовать росту качества жизни каждого жителя республики.

Несколько слов о бюджетном процессе.

Вам, уважаемые депутаты, еще предстоит принять закон об исполнении бюджета за 2010 год, поэтому обозначу только ключевые моменты.

В минувшем году собственные доходы бюджета республики увеличились по сравнению с 2009 годом на 11 процентов.

Вместе с тем, финансово-экономический кризис сократил бюджетные ресурсы республики, и докризисного уровня мы не достигли. Именно поэтому в прошлом году была значительно активизирована работа по привлечению в республику федеральных ресурсов.

В результате, безвозмездные поступления из федерального бюджета превысили наш первоначальный план почти в 2 раза и составили более 9 миллиардов 800 миллионов рублей.

Значительную часть этих ресурсов – 3 миллиарда 700 миллионов - мы направили на решение вопросов занятости, поддержку АПК, строительство, реконструкцию и ремонт дорог.

За год более чем в 3 раза сокращена просроченная задолженность республиканского бюджета. Отсутствовала просроченная задолженность по оплате труда работникам бюджетной сферы.

«Сжатие» налогооблагаемой базы заставило нас продолжить консервативную бюджетную политику и борьбу за повышение эффективности использования бюджетных средств.

При вашей поддержке, уважаемые депутаты, в прошлом году мы впервые приняли трехлетний бюджет, который станет основой для проведения сбалансированной бюджетной политики на ближайшую перспективу.

Правительство хотя и продолжало работу по оптимизации сети бюджетных учреждений, но необходимых результатов мы пока не достигли. Поэтому в текущем году необходимо разработать, принять и реализовать программу повышения эффективности бюджетных расходов.

Опыт прошлого года подтверждает, что в сложившихся условиях при формировании налоговой политики мы должны придерживаться принципов эффективности и разумности.

Там, где понижение налогового бремени дает значительный экономический и бюджетный эффект, вопросов не возникает.

Я имею в виду предоставление налоговых льгот, связанных с осуществлением инвестиционной и инновационной деятельности, снижение уже в текущем году ставки по упрощённой системе налогообложения для малого бизнеса.

Вместе с тем, неоправданные налоговые преференции ведут к снижению доходов в бюджет республики, что существенно затрудняет решение социальных проблем.

Кроме этого, повышение налогового потенциала республики, увеличение объема инвестиций и поступлений доходов в бюджеты – это комплексная задача каждого министерства и муниципального образования.

Мы должны поддерживать и продвигать перспективные инвестиционные проекты, направленные на модернизацию и организацию новых производств, постоянно работать с предприятиями и инвесторами.

Для этого Правительство разработало соответствующий Регламент взаимодействия исполнительных органов государственной власти Удмуртской Республики.

Важное значение Правительство уделяет модернизации государственного сектора экономики.

Начата приватизация объектов недвижимости по преимущественному праву выкупа субъектами малого и среднего предпринимательства.

В рамках реализации Федерального Закона номер восемьдесят три создана правовая база для реформы государственных и муниципальных учреждений. По государственным заданиям работает уже 50 автономных учреждений.

В бюджет республики от управления государственным имуществом и пользования им поступило около 630 миллионов рублей.

Одним из ключевых направлений экономической политики Правительства в среднесрочной перспективе является развитие конкурентной среды и устранение административных барьеров в экономике.

Для этого реализуется программа развития конкуренции в Удмуртской Республике, утвержденная Правительством республики и согласованная Министерством экономического развития Российской Федерации.

Программные мероприятия предусматривают развитие конкуренции путем создания условий для привлечения новых участников на основные товарные рынки, облегчения процедур начала и ведения предпринимательской деятельности, устранения инфраструктурных препятствий.

Осуществление возложенных на Правительство полномочий невозможно без постоянного взаимодействия с федеральными органами власти.

Ещё раз отмечу нашу слаженную работу по социально-экономическому развитию республики с ФСБ, Министерством внутренних дел, Федеральной антимонопольной службой, Росреестром, Прокуратурой, Главным Управлением МЧС России по Удмуртской Республике, Федеральной налоговой службой, Удмуртстатом и другими.

Уважаемые депутаты!

Итоги прошедшего года свидетельствуют: верно расставленные нами приоритеты по поддержке экономики и социальной сферы обеспечили приемлемые темпы послекризисного восстановления.

Основные направления деятельности Правительства республики на текущий год определены Посланием Президента России и моим докладом «О положении в Удмуртской Республике».

Вектор движения задан, и в ближайшее время Правительство утвердит соответствующий План.

Справиться с поставленными перед нами задачами можно только сообща.

Это подтверждает многолетний опыт эффективного, тесного взаимодействия Правительства, депутатов Государственного Совета, территориальных федеральных органов исполнительной власти, руководителей муниципальных образований, предприятий и организаций Удмуртской Республики.

В докладе я выразил ряд серьёзных претензий к агропромышленному и строительному комплексам республики.

Осознавая свою ответственность за нерешенные вопросы, заместитель Председателя Правительства Владимир Сергеевич Варламов и министр строительства, архитектуры и жилищной политики Александр Григорьевич Ходырев написали заявления об уходе со своих постов по собственному желанию.

Объявленный Годом человека труда 2011 год предлагаю считать и Годом ответственности. Ответственности не только членов Правительства и глав городов и районов, но и всех руководителей, независимо от численности и формы собственности предприятия или организации.

Если способности и воля Всевышнего вывели тебя в руководители, то ты отвечаешь за вклад твоего предприятия в возрождение могущества Отечества, за сохранение трудового коллектива и его благополучие, и только потом – за личное благополучие.

Власть будет держать на контроле реализацию этой ответственности. И тогда у нас не будет таких позорных явлений, как те, что произошли на «ИжАвто», «Ижмаше» и Сарапульском радиозаводе. Тогда не будет мучительно больно за будущее нашей Родины.

Надеюсь на Ваше взаимопонимание, сотрудничество и дальнейшую совместную более эффективную работу.

Спасибо за внимание».