Версия для слабовидящих
Официальный сайт Главы Удмуртской Республики
и Правительства Удмуртской Республики
 
  • Сегодня:
  • Время:

Отчёт Главы Удмуртии о результатах деятельности Правительства УР в 2017 году

«Уважаемый Алексей Михайлович! Уважаемые депутаты Государственного Совета, члены Правительства и приглашённые!

В соответствии со статьёй 47 Конституции Удмуртской Республики представляю отчёт о результатах деятельности Правительства Удмуртской Республики в 2017 году.

Уважаемые коллеги, сегодня не просто очередной отчёт – это прежде всего подведение итогов первого года работы Команды Удмуртии.

Мне хотелось бы начать словами нашего Президента Владимира Владимировича Путина, который сказал в своём послании Федеральному Собранию и гражданам России следующее: то время, в котором мы живём, носит особый, рубежный характер, когда значимость нашего выбора, значимость каждого шага, поступка исключительно высоки, потому что они определяют судьбу нашей страны на десятилетия вперёд.

Именно в такие поворотные моменты Россия не раз доказывала свою способность к развитию, к обновлению, осваивала земли, строила города, покоряла космос, совершала грандиозные открытия. Эта постоянная устремлённость в будущее, сплав традиций и ценностей обеспечили преемственность нашей тысячелетней истории.

Уважаемые коллеги, я считаю, что эти слова, как нельзя кстати, относятся и к Удмуртии. Так и нам в нашей совместной работе придётся пройти трудный путь обновления и достойно ответить на любые вызовы!

И так, что же сделано за этот год? Я в самом начале остановлюсь на трёх ключевых направлениях, на которых мы сконцентрировали своё внимание. Это вопросы диалога с обществом и в частности с обращениями граждан. Это проблемы государственного долга и бюджета и третье – это дороги.

С первых дней работы нами были озвучены ключевые принципы «Команды Удмуртии» - это открытость, честность, эффективность и ответственность.

Следуя принципу открытости, с учётом дефицита обратной связи, который формировался долгие годы, ключевой акцент был сделан на работе с обращениями граждан.

В 2017 году нами было получено более 12 тысяч официальных обращений. При этом более 2,5 тысяч сообщений было получено мной через соцсети уже за первые три месяцы 2018 года.

Несмотря на то, что в законе о порядке рассмотрения обращений граждан не учтены запросы из социальных сетей, они находятся на моём особом контроле. Ужесточена ответственность за несвоевременное рассмотрение обращений. Никаких формальных отписок. Отрабатывается каждый сигнал. И факт попустительского отношения к вопросам граждан является основанием для того, чтобы отправить любого чиновника в отставку с формулировкой «утрата доверия».

Работа с обращениями граждан, вовлечение граждан, общественных объединений и организаций в решение насущных проблем республики стало одним из ключевых показателей эффективности для чиновника.

Я помню, как много было иронии в ответ на требование вести работу в социальных сетях активно! В ответ на это хотел бы привести несколько примеров, которы6е красноречиво показывают важность этой работы. У нас должно быть видео небольшое. Наверняка вы видели много таких сюжетов в социальных сетях. Мне на мой аккаунт в Контакте прислали жители дома такой сюжет с комментариями: «Эта вечная лужа!». На улице Труда каждую весну появляется огромная лужа, несмотря на то, что там есть три хозяйствующих субъекта, да и коммунальные службы должны обращать на такие ситуации внимание. Надо было обратиться к главе республики, чтобы в течение дня лужа исчезла. При этом уверяю вас, не пришлось выделять какие-то суммы для решения этой проблемы, надо было просто прочистить ливнёвку.

Ещё один пример – покажите. Это как раз из моих социальных сетей, если видно. Вечером 7 марта в доме по улице 40 лет Победы произошла авария – отключили лифты и горячую воду. 425 квартир 18 этажного дома, где проживают беременные женщины, люди с ограниченными возможностями были вот в такой ситуации. При этом граждане не могли дозвониться ни до одной службы. Мне пришлось снова поставить задачу. К полуночи лифты запустили, к утру восстановили горячее водоснабжение. Вы можете сказать: что за мелочи! Разве это важно, разве это серьёзно? Да, я хочу обратить ваше внимание, что это важно и очень серьёзно. Потому что из таких мелочей складывается качество жизни наших граждан. И такие «мелочи» формируют отношение людей к власти. Оба примера, а их сотни, это не проблема с бюджетом или с нехваткой кадров. Это отношение человека: от того, кто должен был прочистить ливнёвку, до главы муниципального образования. И только так.

Далее – государственный долг и бюджет Удмуртской Республики. Мы приняли республику с государственным долгом 48 млрд 973 млн рублей. При этом в принятом бюджете 2017 года было запланировано увеличение госдолга ещё на 3 млрд 667 млн рублей за счёт новых коммерческих кредитов, для покрытия текущего дефицита бюджета.

В бюджете 2017 года на выплату процентов по коммерческим кредитам было заложено 4 млрд 350 млн рублей. Текущий дефицит бюджета на 05.04.2017 года составлял 5 млрд 150 млн рублей.

Благодаря жёстким мерам нам удалось не только ликвидировать дефицит бюджета, но и впервые за 9 лет остановить и снизить объём государственного долга Удмуртской Республики.

На слайде цифры – цирфы: на 05.04.2017 – 48 млрд 973 млн рублей, в настоящий момент государственный долг составляет 48 млрд 435 млн рублей.

Помимо ликвидации неэффективных расходов и организации контроля за государственными закупками Министерство финансов провело большую работу по снижению процентной ставки по ранее привлечённым коммерческим кредитам. Процентные ставки были снижены с 12,1 до 8,1.

И вы видите цифры, в бюджете 2018 года на обслуживание государственного долга уже заложены деньги 2 млрд 355 млн рублей, что тоже много, но тем не менее, существенно меньше, чем в бюджете 2017 года.

Было налажено взаимодействие с Правительством РФ и, в частности, с Министерством финансов Российской Федерации, что позволило получить республике больше средств в виде субсидий и дотаций по сравнению с 2016 годом. Вы видите цифры. Поверьте, это не только потому, что пришёл Бречалов, к руководству – нет. Это потому что мы наладили системную постоянную работу с Правительством РФ. Цифры показывают эту работу.

Я бы хотел в этой связи поблагодарить заместителя председателя Правительства Анатолия Ивановича Строкова и министра финансов Евдокимова Станислава Петровича за хорошую работу. Также хотел бы сказать слова благодарности за хорошую работу вам, Алексей Михайлович, и уважаемые депутаты Государственного Совета вам.

При формировании бюджета на 2018 год мы сработали с вами как одна команда! Результат очевиден. При этом, коллеги, уверен, мы понимаем, что расслабляться ещё рано. Расслабляться вообще никогда нельзя.

Задача Правительства УР на 2018 год снизить объём Госдолга ещё на 1 млрд 900 млн рублей и довести его до 47 млрд 23 млн рублей.

И третье. Пожалуй, не менее резонансная тема, чем госдолг и бюджет республики. Это – дороги. Вы помните, на каком фоне мы начинали работать. Уголовные дела и коррупционные скандалы в дорожной отрасли. Из-за преступной безалаберности и безответственности нам пришлось вернуть более 800 млн рублей федеральных бюджетных средств. Мы не смогли их освоить.

В Правительстве РФ Удмуртия значилась среди отстающих регионов в сфере дорог и транспорта. Мною было принято решение о создании рабочей группы под руководством Председателя Правительства УР Семенова Ярослава Владимировича. И мы перевели Министерство транспорта и дорожного хозяйства в казначейское сопровождение!

Уважаемые коллеги, нам удалось сделать первый шаг по перезагрузке дорожной отрасли. Уже осенью 2017 года на совещании под руководством Председателя Правительства Дмитрия Анатольевича Медведева министр транспорта РФ Максим Юрьевич Соколов дал высокую оценку качеству реализации федерального проекта «Безопасные качественные дороги» в Удмуртии.

Мы учимся строить и ремонтировать дороги дешевле при высоком качестве. И здесь я хотел бы особые слова благодарности сказать в адрес общественных организаций, Общероссийскому народному фронту, Общественной палате УР, которые нам в этой работе, в общественном контроле, очень здорово помогли.

Теперь позвольте ознакомить вас о результатах работы Правительства непосредственно в цифрах, статистики и конкретных делах за 2017 год.

И так, экономика. Объём налоговых поступлений в бюджеты всех уровней составил чуть больше 168млрд рублей, что на 19,9 процента больше, чем в 2016 году.

Объём отгруженных промышленных товаров составил более 533 млрд рублей, и это соответствует росту – 101 процент по сравнению с 2016 годом. За 1-й квартал 2018 года объём отгруженных промышленных товаров составил чуть больше 135 млрд рублей. И мы показываем пока рост – 108,3 процента уже к первому кварталу 2017 года. За текущий год в целом ожидается рост промышленного производства на 5,8 процента – до 566,4 млрд рублей.

На предприятиях оборонно-промышленного комплекса доля продукции гражданского либо двойного назначения выросла до 26 процентов. Это на 4 процента больше, чем было в 2016 году.

В 2017 году мы провели системную перезагрузку экономического блока Правительства и подхода к работе с предпринимателями и инвесторами.

Вместо сложной системы из нескольких министерств, ведомств и подведомственных учреждений сформирована линейная структура: министерства отвечают за государственную политику, а проектную работу по принципу «одного окна» взяла на себя Корпорация развития Удмуртии.

Помимо сокращения сроков предоставления услуг потенциальным инвесторам на 25 процентов это привело к экономии бюджетных средств на содержание аппарата более чем на 9 млн рублей.

В работе экономического блока мы выделили следующие точки роста. В первую очередь, это работа с институтами развития.

Фонд развития промышленности по годам: в 2016 году привлечено льготных кредитов 62 млн рублей, уже в 2017 году эта цифра составила - 135 млн рублей; за первые три месяца 2018 года привлечено 323 млн рублей; план до конца 2018 года - 1 млрд рублей из Фонда развития промышленности на реализацию проектов наших предприятий.

Корпорация МСП (в таком же разрезе): 2016 год - 88 млн рублей; 2017 год – 183 млн рублей; в работе в 2018 году заявок на 1 млрд 300 млн рублей.

И здесь я добавлю комментарий, это, тем не менее, в три раза меньше, чем в Татарстане. Нам есть куда расти. Я уверен, что у нас малый и средний бизнес не менее активный и способный к росту.

Дальше, Российский Экспортный Центр: в 2017 году Удмуртия вошла в число 10 регионов-пилотов по внедрению экспортного стандарта; Республиканский экспортный центр занял 2 место в рейтинге региональных экспортных центров России.

Очень важная для Удмуртии тема – это взаимодействие с Фондом развития моногородов.

В 2017 году была одобрена первая заявка в Фонде развития моногородов от Удмуртии, это город Сарапул. И мы уже получили 82 млн рублей из средств Фонда развития малых городов (ФРМ) на реализацию совместного проекта совместно с группой «КОМОС».

В 2018 году уже одобрена заявка (это произошло буквально несколько дней назад) от города Воткинск, в который поступит также 78 млн рублей из средства ФРМ.

В 2017 году первый моногород Удмуртии - Сарапул - получил статус ТОСЭР. Что это значит? Это новые возможности привлечения инвестиций. И как следствие, новые рабочие места и налоговые отчисления в бюджет республики.

В 2018 году нами подана заявка на статус ТОСЭР от города Глазов.

Особое внимание мы уделяем отраслям – будущим лидерам. Безусловно, это информационные технологии. В новой структуре Правительства сформировано Министерство информатизации и связи Удмуртской Республики. Помимо реализации прямых задач министерство инициирует инвестиционные проекты в своей сфере. В 2017 году был реализован проект «Сельсовет» совместно с компанией «Мегафон», где на условиях софинансирования привлечено 50 млн рублей на создание инфраструктуры для обеспечения мобильной связью небольших сёл и деревень. Доступ к связи получили более 10 000 жителей сельских территорий.

Следующее важнейшее направление – это туризм. Системная работа по продвижению республики на внешних рынках, реализация проекта «Удмуртия - территория спорта» привела к существенному увеличению количества туристов, посещающих Удмуртию.

Если в 2016 году республику посетило более 500 тыс. туристов, то уже в 2017 году эта цифра составила уже больше 668 тысяч. Изменилось соотношение направлений туристических услуг: по сравнению с 2016 годом в 2017 году на 70 процентов увеличилась доля событийного туризма. Такая положительная динамика стала возможна благодаря увеличению на 92 процента событийных мероприятий регионального, межрегионального, всероссийского и международного уровней.

Наиболее перспективные для нашего региона направления– это, безусловно, событийно-культурный туризм, промышленный туризм, гастрономический туризм. В этой связи не могу не вспомнить замечательные мероприятия, которые уже проведены в республике. У нас есть целая линейка фестивалей и событий в сфере этнографического туризма. В этом ряду Всероссийский день пельменя, Всероссийский кулинарный фестиваль «От пельняня до Китая» в Игринском районе, республиканский пестичный фестиваль «PEST – FEST» в Кезском районе, фестиваль «Губи-Фест» в Ярском районе и многие другие. Их посетило свыше пятидесяти тысяч человек. Я уверен, это только стартовые позиции.

Основными проектами экономического блока Правительства в 2017 году стали:

#ИнвестируйвУдмуртию. Это не только хэштэг в социальных сетях, это полноценный проект. Мы видим динамика 2017 года, впервые за полседнее время мы имеем положительную миграцию предпринимателей на территорию республики (то есть региструются больше, чем уходят с регистрационного учёта). Помимо этого, получение статуса ТОСЭР городом Сарапул (я надеюсь, в скором времени город Глазов). Принятие нормативных актов, гарантирующих дополнительные льготы предпринимателям – это тот базис, который в 2018 году должен наполниться конкретными проектами.

Далее, #СделановУдмуртии. В 2017 году мы фиксировали загруженности промышленных предприятий Удмуртии на уровне 52,4 процента. Именно поэтому одной из задач Корпорации развития Удмуртии мы поставили продвижение продуктов и услуг наших компаний на внешние рынки. Ключевые показатели эффективности каждого форума, мероприятия, переговоров, бизнес-миссий - не сам факт его проведения, а закрытые, конкретные сделки, которые конвертируются в рабочие места и поступления в бюджет республики.

Первые успехи уже есть. И они, безусловно, связаны в том числе с активностью предпринимателей. Например, Сарапульский электрогенераторный завод провёл первую промышленную отгрузку лифтовых лебедок на Карачаровский механический завод. Новые партнёры и заказчики появились у Ижевского радиозавода.

Для этого мы проводим активную политику в отношение Госкорпораций. В республику уже приезжали делегации Объединенной Авиастроительной Корпорации, ПАО "КамАЗ", ТВЭЛ, мы ожидаем делегацию ГАЗПРОМа. Но система ещё не выстроена в полной мере и это тоже задача 2018 года. Здесь важно также отдельное внимание обратить на малый и средний бизнес - будущих чемпионов. Рынки сбыта для них сегодня – это стабильная структура экономики республики завтра. Такой же фокус будет на продвижение гражданской продукции предприятий оборонно-промышленного комплекса Удмуртии.

Далее, сельское хозяйство. Безусловно, я сознательно выделил этот блок экономики в отдельный раздел доклада, потому что сельское хозяйство для Удмуртии – это больше чем экономика! В Удмуртии больше 30 процентов населения проживает в сельской местности. Село – это наша гордость и наша точка роста.

Немного цифр. В 2017 году финансирование отрасли традиционно осуществлялось по линии Государственной программы развития сельского хозяйства на 2013-2020 годы. На поддержку агропромышленного комплекса УР за 2017 год было направлено 2 млрд. 237 млн рублей. В том числе из федерального бюджета 1 млрд 55 млн рублей и из бюджета Удмуртии - 1 млрд 182 млн рублей.

Что касается ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года», в 2017 году финансирование по данной программе составило 1 млрд 420 млн рублей, в том числе 604 млн рублей из федерального бюджета и 816 млн рублей из бюджета Удмуртской Республики. Основным, наиболее объёмным с точки зрения финансирования мероприятием, является строительство сельских дорог: на эти цели выделено более 1 млрд 200 млн рублей, в том числе более 500 млн рублей из федерального бюджета и 716,5 млн рублей из бюджета УР.

Остальные средства были выделены на развитие сельской инфраструктуры и грантовую поддержку местных инициатив граждан.

В 2017 году в хозяйствах всех категорий произведено более 756 тысяч тонн молока, это плюс 3 процента к уровню 2016 года. Таким образом, по объёму производства молока Удмуртия сохранила за собой 3 место среди регионов Российской Федерации, уступив только Татарстану и Краснодарскому краю. В рамках реализации дорожной карты по достижению валового годового производства в 1 миллион тонн молока в прошлом году введено без малого 12,7 тысяч скотомест. Согласно дорожной карте в 2018 планируется ввести ещё порядка 10 тысяч скотомест.

Коллеги, здесь необходимо дополнить тем, что с конца 2017 года производители молока оказались в очень непростой ситуации и по нашим данным эта ситуация не становится легче. Рынок продолжает лихорадить. Закупочная цена у производителей снижается. Мы продолжаем поиск эффективных решений, чтобы поддержать нашу молочную отрасль, но время работает уже не только против производителей молока, но и против, в целом, республики.

В настоящее время готовится Концепция развития молочной отрасли республики. При этом я обращаюсь к министру: «Ольга Владимировна (Абрамова), до конца этой недели доложите ситуацию и представьте конкретные меры выхода из сложившейся ситуации». Она, к сожалению, меняется и не в лучшую сторону, если сравнить ситуацию с декабрём месяцем и даже с февралём, когда мы встречались с коллегами.

В 2017 году был собран рекордный за много лет урожай. Валовой сбор зерновых и зернобобовых культур составил 703 тысячи тонн. Это выше аналогичных показателей прошлого года почти на 30 процентов.

В 2018 году в сфере растениеводства мы рассчитываем обеспечить посевные площади на уровне 2017 года (это более 1 млн га). А по льну-долгунцу довести посевную площадь до 5 тысяч га и сформировать Концепцию развития льняной отрасли Удмуртии в составе Российского льняного кластера. Вы знаете, что мы распоряжением Министерства сельского хозяйства вошли в пилотный регион по теме льноводства.

Предстоит также ввести в оборот не менее 4 тысяч гектаров земель сельхозназначения и начать работу по созданию республиканского атласа сельскохозяйственных земель.

Переходим к строительству и ЖКХ. 2017 год стал первым годом беспрецедентного по своим масштабам и значимости для России и нашего региона приоритетного проекта «Формирование комфортной городской среды». На его реализацию республика получила из федерального бюджета 273 млн рублей. Общая сумма средств, направленных на проект, составила 431 млн рублей. В проекте участвовали все наши города и районные центры. В итоге были благоустроены 293 двора, 9 общественных пространств и один парк. 

На благоустройство дворовых территорий и общественных пространств в 2018 году в регион поступит 280 млн рублей из федерального бюджета, еще 65 млн рублей выделяется из республиканского бюджета. Ориентиром в выборе объектов послужит проведённое во всех городах и двух посёлках рейтинговое голосование жителей.  

В 2017 году из федерального бюджета на ранее незапланированные объекты капитального строительства было привлечено боле 420 млн рублей. Из них 270,8 млн рублей в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» – на строительство школы на 825 мест по переулку Прасовский в Ижевске.

Ещё 150 млн рублей – на завершение строительства Республиканского реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями в г.Ижевске. И здесь я хотел бы ещё раз поблагодарить Михаила Сафарбековича Гуцериева, который помог финансово, и нам удалось полностью завершить строительство этого объекта.

Очень важно отметить помощь Президента Российской Федерации: более 300 миллионов рублей было привлечено из Резервного фонда Президента. За счёт этих средств в 2018 году будет достроена поликлиника в Ленинском районе и завершена реконструкция физико-математического лицея в городе Глазове.

В 2018 году за счёт дополнительно привлечённых средств будет достроен детский сад на улице Баранова в Ижевске, построены школы в селе Совхозный Завьяловского района, селе Алнаши и будет начато строительство школы на улице Леваневского в Ижевске.

В 2017 году введено в эксплуатацию 658,6 тысыч кв.м. жилья. План на текущий год – 659 тыс.кв.м. 

Позитивные изменения произошли в решении проблемы обманутых дольщиков. Восстановлены права 136 дольщиков, пострадавших от действий недобросовестных застройщиков. В 2019 году мы рассчитываем полностью решить данную проблему, с этой целью в республике утверждена специальная «Дорожная карта».

В 2017 году в Удмуртии завершена реализация региональной программы по переселению граждан из аварийного жилья, признанного таковым до 1 января 2012 года. 

Несмотря на все сложности, мы справились с поставленными перед регионом задачами, расселили 683 многоквартирных дома общей площадью 106,4 тыс. кв.м. Всего переселено 8 тысяч 590 человек.

Однако по-прежнему актуальным остаётся вопрос качества построенного жилья. Мы создали рабочую группу, которая провела обследование всех домов, построенных в рамках программы. После обследования 204 многоквартирных домов было выявлено 1888 замечаний. На сегодняшний момент снято с контроля, то есть замечание устранено, только 50 процентов из них.

Сейчас прорабатывается вопрос о создании в Удмуртии постоянно действующих механизмов переселения граждан из домов, признанных аварийными после 1 января 2012г. Сформирован реестр, включающий 669 аварийных домов общей площадью более 97 тыс.кв.м. В них проживает 6,7 тыс. человек. Мы понимаем, что основным критерием участия в программе в дальнейшем должна стать реальная нуждаемость людей в новом жилье.

Кроме того, будет вестись поиск вариантов использования пустующих муниципальных помещений, которые после реконструкции будут предоставляться незащищённым категориям граждан для переселения. 

Положительным примером здесь служит муниципальная программа города Сарапула. Там удалось переселить семьи, проживающие в поселке Симониха. Администрацией города было принято решение о реконструкции нежилых помещений в жилые. Общие затраты на реконструкцию составили 12,5 млн рублей. В результате людям было предоставлено комфортных 14 квартир. Это один из эффективных вариантов решения проблемы с расселением аварийного жилья.

В 2017 году Удмуртия приняла участие в пилотном проекте Фонда содействия реформированию ЖКХ по замене лифтов. Республика также выделила на это финансовые средства. Вложили свою долю и муниципалитеты, в данном случае – Ижевск, использовались деньги самих собственников. В результате был достигнут отличный мультипликативный эффект. Заменено 46 лифтов в 14 многоквартирных домах на сумму 74,5 млн рублей. Эту программу мы готовы продолжать и дальше.

Теперь подробнее о дорожном хозяйстве. Уважаемые коллеги, 2017 год объявили Годом дорог в Удмуртии. По сравнению с 2017 годом объём ассигнований дорожного фонда в 2018 году был увеличен почти на 320 миллионов и составил 6 696 млн рублей. 

Финансирование Приоритетного национального проекта «Безопасные и качественные дороги» по объектам регионального и местного значения в 2017 году составило 1 млрд 250 млн рублей. Заявленные в 2016 году показатели проекта полностью выполнены. Ликвидированы факторы аварийности на 16 очагах концентрации ДТП, с 36,6 процента до 46 процентов увеличена доля дорог, отвечающих нормативным требованиям. Отремонтировано почти 93 км региональных и местных дорог.

Одновременно из дорожного фонда Удмуртской Республики были выделены субсидии в размере почти 142 млн рублей городам Воткинску, Сарапулу, Глазову и Можге на ремонт местных дорог. В итоге в нормативное состояние приведено 13,8 км улично-дорожной сети. 

Также в 2017 году удалось добиться повторного выделения средств от системы «Платон» на ремонт мостов, которые ранее пришлось вернуть в связи с их не освоением в 2016 году. В результате выполнены ремонт трех мостов общей протяженностью более 530 погонных метров и первый этап реконструкции переходящего объекта в Балезинском районе на общую сумму 266,4 млн руб.

Как уже было сказано ранее, на реализацию дорожных мероприятий программы «Устойчивое развитие сельских территорий» в 2017 году направлено более 838 млн руб. Введено в эксплуатацию 46,8 км сельских дорог, благодаря чему связь с дорогами с твёрдым покрытием получили 14 населённых пунктов.

В 2018 году в рамках программы намечено выполнить реконструкцию 7 объектов общей протяженностью 34 км. На это будет направлено 605,7 млн руб. Для рационального использования бюджетных средств изменены проектные решения в 11 проектах реконструкции объектов – после внесения корректировок стоимость производства работ сократилась почти на 15 процентов, в денежном выражении - на 134 млн рублей. Это на тему: дешевле при высоком качестве!

Образование. В соответствии с основными параметрами бюджета Удмуртской Республики 2017-2018 годов на 1 апреля 2018 года сумма расходов бюджета на сферу образования в 2017 году составила 19 млрд 970,4 млн руб. Рост данного показателя в 2018 году составит 5 процентов.

В прошедшем году удалось обеспечить стабильное функционирование отрасли образования Удмуртии. В полном объёме исполнены меры социальной поддержки молодых педагогов, одарённых детей, сохранено льготное питание. Выполнены все обязательства Удмуртской Республики по достижению отраслевых целевых показателей, определённых Указами и поручениями Президента и Правительства Российской Федерации.

Достигнуты планируемые «дорожной картой» показатели в отношение средней заработной платы педагогических работников. Её размер в 2017 году вырос на 10  процентов и составил 26 276 рублей. План на 2018 год - 28 507 рублей.

Продолжается строительство дошкольных учреждений и развитие инфраструктуры дошкольного образования. Удмуртия находится в числе регионов, выполнивших показатель 100-процентной доступности дошкольного образования для детей от 3 до 7 лет. 

В ближайшее время необходимо решить задачу по вводу ясельных мест. В 2018 году запланировано построить 15 дошкольных учреждений. Это даст дополнительно 1200 мест для детей в возрасте от двух месяцев до трёх лет. В 2019 году планируется построить ещё 6 зданий дошкольных учреждений на 900 мест для этой категории детей.

На реализацию республиканской программы «Создание новых мест в образовательных организациях в Удмуртской Республике в 2016-2025 годах» в 2017 году Удмуртская Республика из федерального бюджета получила финансовую поддержку в размере 663,6 млн рублей. На выделенные из федерального бюджета средства построены две школы – в Можге и Ижевске. За период 2018-2019 года планируется построить, обращаю внимание, минимум 3 школы. Потому что вы прекрасно знаете, потребность в детских садах и школах у нас очень высокая.

В 2017 году больше чем на четверть выросло число ребят, получивших 100 баллов по итогам Единого государственного экзамена. А по количеству дипломов на 100 тысыяч населения на заключительном этапе Всероссийской олимпиады Удмуртия заняла 3-е место в России. 

Ранее из республиканского бюджета на обеспечение учебной литературой ежегодно выделялось не более чем 40 процентов средств от потребности. В 2017 году этот показатель достиг 98 процентов. В бюджете 2018 года предусмотрено 100-процентное финансирование – это больше 171 млн рублей. Что полностью закрывает бюджетную заявку и должно обеспечить 100 процентов школ бесплатными учебниками. 

Ежегодно за счет республиканского бюджета обновляется парк школьных автобусов. В этом году, как и в прошлом, будет приобретено 12 единиц.

Дополнительными образовательными программами охвачено 100 процентов детей. Данная динамика будет сохранена в ближайшие годы.

Важно, что в 2017 году у нас открылся Республиканский детский технопарк «Кванториум», цель которого - способствовать возрождению престижа технических и инженерных профессий. Мы активно помогаем и в создании муниципальных «Кванториумов» в моногородах, в Воткинске, Глазове, Сарапуле. Новой точкой роста в дополнительном образовании должно стать создание регионального Центра для одаренных детей «Сириус». 

Здравоохранение. Сумма расходов бюджета на сферу здравоохранения в 2017 г. составила 10 млрд 461 млн рублей, в том числе более 6 млрд 800 млн рублей составили страховые платежи на обязательное медицинское страхование за неработающее население.

В 2017 году многое было сделано для предотвращения последствий непродуманной оптимизации медицинских учреждений – и первым нашим решением была приостановка всех реорганизационных мероприятий в отрасли.

Также были оперативно решены отдельные проблемы доступности медицинских учреждений. Не все, но точечно, мы их решаем. Приведу поселок Балезино, где для части населения услуги здравоохранения оказались практически недоступными. Пожилым людям, женщинам с детьми, чтобы попасть в поликлинику, приходилось преодолевать более трёх километров, зачастую через железнодорожные пути.

Уже в декабре 2017 года в Балезино была открыта частная клиника «Доктор плюс», которая оказывает услуги населению по полисам обязательного медицинского страхования. Это первый и на мой взгляд успешный опыт в республике по открытию в рамках ГЧП медучреждения, работающего по системе ОМС.

Для решения проблемы доступности диспансеризации в отдалённых сельских населённых пунктах в августе 2017 года был приобретён первый передвижной мобильный комплекс. Если первый у нас был для детей, то этот оснащён аппаратом УЗИ, маммографом, электрокардиографом, рабочими местами для врачей. 

В 2018 году мы планируем повысить охват населения диспансеризацией благодаря закупке новых мобильных диагностических комплексов. Из резервного фонда Правительства на эти цели выделено 41,5 млн рублей.

На 60 единиц обновлен в прошлом году парк автомобилей скорой медицинской помощи. 38 автомобиля закуплено за счет средств федерального бюджета, ещё 22 – за счёт средств республиканского бюджета.

На 2018 год из федерального бюджета выделено почти 48 миллионов рублей на оказание паллиативной помощи и более 132 миллионов рублей на укрепление материально-технической базы детских поликлиник. 

В 2017 году Удмуртская Республика включена Минздравом России в число 23-х субъектов Российской Федерации, где реализован федеральный пилотный проект «Бережливая поликлиника». В регионе в проекте участвовали две ижевских поликлиники: «Городская поликлиника № 2» и детская поликлиника № 7. 

После успешной реализации проекта, на базе двух поликлиник начато тиражирование проекта в 24 медицинских организациях республики, в 5 медицинских организациях моногородов, планируется запуск бережливого санатория на базе Республиканского детского санатория «Юськи». Проект позволяет внедрить качество медицинской помощи, снизить время ожидания приема врача за счёт использования внутренних ресурсов лечебного учреждения. 

В этом году Удмуртия включена Минздравом России в число 33-х субъектов Российской Федерации, где будет реализован приоритетный проект «Создание новой модели медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь». 

В рамках проекта в медицинских организациях будут внедрены: выдача электронного листка нетрудоспособности, электронная очередь в регистратуру и электронное расписание работы врачей, информационные сервисы. В том числе разработан сервис «Вызов врача на дом» в электронном виде, обновлён сервис записи на приём к врачу на Региональном портале государственных и муниципальных услуг. 

Также рассчитываем к 2019 году обеспечить 100-процентный охват подключения медицинских организаций к скоростному Интернету, в том числе в целях внедрения практики консультирования с использованием телемедицинских технологий.

Уважаемые коллеги, говоря о том, что сделано, нам нельзя забывать о проблемах. Тема здравоохранения наряду с дорогами является наиболее резонансной. Мы получаем больше всего сообщений от граждан. Почему? Потому что люди, сталкиваясь с проблемой, связанной со здоровьем, наиболее остро реагируют на те проблемы, которые у них возникают при получении медицинской помощи. Мы решаем пока ещё в ручном режиме, но до конца 2018 года нам надо наладить чёткую систему, чтобы у нас ситуаций, когда запись к врачу на две недели, то есть через две недели, она ни в коем случае нигде не повторялась.

Социальная политика. В соответствии с основными параметрами бюджета Удмуртской Республики 2017-2018 годов на 1 апреля 2018 года сумма расходов бюджета в сфере социальной политики в 2017 году составила 10 млрд 791 млн руб. Рост данного показателя в 2018 году составит 4 процента.

Правительство Удмуртии проводит ответственную социальную политику. Своевременно и в полном объёме выплачиваются более чем 40 видов пособий, компенсаций и других мер социальной поддержки. На эти цели в 2017 году использовано 5,3 млрд рублей. На нынешний год в бюджете республики предусмотрено 6,2 млрд рублей.

Прошлый год стал ключевым в достижении целевых показателей по повышению оплаты труда отдельных категорий работников бюджетной сферы, поименованных в «майских» Указах Президента России. 

По итогам года отмечается значительный рост средней заработной платы всех категорий бюджетников по сравнению с уровнем 2016 года – от 6,5 процента по педагогическим работникам образовательных учреждений общего образования до 53,5 процента по социальным работникам. 

Положение в сфере занятости также стабильное. Уровень регистрируемой безработицы от экономически активного населения на 1 апреля этого года составил 0,93 процента, что на 0,2 процента меньше, чем было год назад. Численность безработных граждан, зарегистрированных на эту же дату в органах службы занятости населения республики, 7 тысяч 306 человек, на 20 процентов меньше прошлогоднего.

В регионе сохраняется положительная динамика в оплате труда. Размер среднемесячной номинальной начисленной заработной платы за 2017 год составил 29 тысяч. По сравнению с 2016 годом, рост составил 7,5 процента. Зарплата увеличилась и в реальном исчислении, с учётом инфляции.

По прогнозу на 2018 год, средняя заработная плата вырастет на 8,3 процента и составит 31 077 рублей.

Особого внимания требует демографическая политика. Тем более что в 2017 году в республике отмечено значительное снижение рождаемости – более чем на 14 процентов. В 2016 год родилось 21 195 детей, в 2017 году – 18 121. И даже заметное снижение смертности населения, к сожалению, не смогло компенсировать такой резкий спад.

Большие надежды на изменение такой ситуации связаны с началом в 2018 году ежемесячных выплат в размере величины прожиточного минимума для детей малообеспеченным семьям, в которых родился первый ребёнок. Такие же выплаты предоставляются с нынешнего года семьям, в которых после 31 декабря 2017 года родились третий или последующий ребёнок. 

Я в этой связи очень прошу инстанции, ответственные за назначение выплат, работать без бюрократических проволочек и оперативно решать возникающие вопросы в интересах семей.

Сделан шаг вперёд и в деле оказания помощи семьям с детьми, находящимся в трудной жизненной ситуации. Здесь достигнут новый уровень взаимодействия с социально ориентированными некоммерческими организациями, фондами, общественными и волонтёрскими организациями.

Как результат, комплекс мер Удмуртской Республики по развитию служб ранней помощи получил грантовую поддержку Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в размере более 13 млн руб. 

Перейдём к спорту. В 2017 году на развитие физической культуры и спортабыло выделено 1 млрд 157 млн рублей. В том числе 248 млн рублей на содержание спортивных клубов и 339 млн рублей было предусмотрено на капитальные вложения.

В числе основных задач в сфере спорта в 2018 году – привлечение в отрасль частных инвестиций. И мы движемся по этому пути. Так, в настоящий момент прорабатывается вопрос о заключении концессионного соглашения с целью завершения строительства 50-метрового бассейна в городе Ижевске. Активно участвуют в реализации социальных спортивных проектов наши компании, наши предприниматели. Правительство Удмуртии и компания «Белкамнефть» подписали трёхлетнее Соглашение о развитии и поддержке детско-юношеского хоккея.

В настоящий момент мы уже в большом шаге от подписания большого соглашения на развитие спортивной городской инфраструктруры. И в этом году в городе Ижевске мы построим скейт-парк , как и обещали студентам на встрече с ними.

Систематически занимаются спортом более полумиллиона человек, треть всего населения республики. У меня было несколько предложений: вот, Александр Владимирович, у нас такие проблемы с бюджетом, может быть, давайте не будем так сильно вкладываться в селськие спортивные игры. Дорогие друзья, при мне сельские летние и зимние спортивные игры не просто будут, а мы будем поддерживать, как начинал это Александр Александрович Волков через инфраструктуру, через финансирование. Это классное мероприятие. Это то, что отличает республику от очень большого количества регионов. Та инфраструктура, которая была создана спортивная за эти годы, а сами сельские игры – это гордость, это то, что в том числе поддерживает село.

Во многом благодаря этому успешно стартовал наш масштабный проект «Удмуртия – территория спорта». Давайте немного отвлечёмся, если у нас видеоролик есть, то, пожалуйста, включите.

Культура и молодёжная политика. В 2017 году наше Министерство культуры и туризма продолжило реализацию проекта «Создание туристско-рекреационного кластера «Камский берег» Удмуртской Республики». Объём финансирования из федерального бюджета составил более 120 млн рублей, из бюджета республики – 54 млн рублей и объём частных инвестиций – 281 млн рублей. 

В 2017 году успешно начата реализация проекта партии «Единая Россия» по поддержке театров малых городов. Сарапульский и Глазовский муниципальные театры получили субсидию из федерального бюджета на общую сумму 7 млн 695 тысяч рублей.

Ещё один проект федерального масштаба, запущенный в прошлом году, называется «Местный дом культуры». Он призван помочь в развитии и укреплении материально-технической базы муниципальных домов культуры в населенных пунктах с числом жителей до 50 тысяч человек. Удмуртия получила на его реализацию из федерального бюджета более 31 млн рублей. Ещё без малого 3,5 млн рублей дал республиканский бюджет. Это позволило провести текущий ремонт 20 муниципальных домов культуры, в 21 муниципальное учреждение культуры приобретено оборудование. Проект получит продолжение и в 2018 году. Намечено выполнить текущий ремонт и обновить оборудование муниципальных Домов культуры на общую сумму 36 млн 149 тысяч рублей в 25 районах и городе Можге.

Удмуртия стала также участницей грандиозного федерального проекта «Большие гастроли». Гастрольные туры в 50 регионах России провели 30 театров, 3 из них представляли нашу республику.

В сфере молодёжной политики мы искали новые форматы. Стали регулярными встречи с молодёжью руководителей Правительства. Мне удалось побывать на встречах во всех 5 государственных вузах. Диалог со студентами был не всегда простым, но крайне полезным.  Итогом стал масштабный и уникальный для республики молодёжный форум «Удмуртия Заряжает!», проведённый 15 марта в Ледовом дворце «Ижсталь». У нас снова есть короткое видео по работе с молодёжью – посмотрим.

Я знаю, что среди присутствующих есть те, с кем мы договаривались о поддержке ваших проектов и инициатив. Проекты наших студентов, нашей молодёжи – уникальные, они очень актуальны времени и мы сдержим своё слов: все те проекты, которые были представлены в Ледовом Дворце «Ижсталь» 15 марта, безусловно, будут нами поддержаны. И напомню, мы готовимся летом в форсайт-флоту, на котором с вами – я обращаюсь к молодёжи, должны обсудить и будущее нашей республики, и будущее высшего образования Удмуртии.

Национальная политика. Вопросы государственной национальной политики являются сегодня одними из приоритетных. Успехи республики в обеспечении межнационального диалога признаны не только в Приволжском округе, но и на федеральном уровне, что нашло отражение на заседании Совета по межнациональным отношениям при Президенте Российской Федерации 20 июля 2017 года в городе Йошкар-Оле. 

В сентябре-октябре 2017 года 8 национально-культурных общественных объединений Удмуртии были признаны победителями 2-го тура конкурса Фонда президентских грантов на общую сумму более 11 млн рублей.

В марте нынешнего года в 1-м туре конкурса Фонда президентских грантов с проектами в номинации «Укрепление межнационального и межрелигиозного согласия» подали свои заявки уже 16 наших НКО на общую сумму более 22 миллионов рублей. 

В 2017 году в проектах и мероприятиях данной тематики участвовало 780 тысяч человек, на 20 процентов больше, чем в 2016 году. И вот здесь я бы хотел сделать лирическое отступление, я, буквально, на прошлой неделе встречался с НКО. Это у нас не первая встреча, за год моей работы – где-то четвёртая. Я не скрою, мне доставляет огромное удовольствие, потому что, знаете, мы много говорим о межнациональной политике: о том, что нужно делать, том, что не нужно делать, но те основы, тот Дом дружбы в прямом и переносном смысле, который заложил ещё Александр Александрович Волков, я увидел на очередной встрече. Принципы, они все там. Знаете, когда армянин презентует итоги работы НКО за 2017 год, при этом с горящими глазами рассказывает о том, что сделали азербайджанцы, марийцы, удмурты, русские. При этом ты понимаешь, что он подчеркнуто называет национальность не для того, чтобы отделить (вот это мероприятие сделали русские, а это – удмурты, а это – марийцы, а это – таджики), а наоборот подчеркнуть, что делается это вместе, сообща. Поэтому я хочу, я знаю, что вы, коллеги, в зале, хочу вас поблагодарить. Я всегда ваш партнёр. И те договорённости, которые у нас были на прошлой неделе, на предыдущих, мы обязательно выполним. Вам большое спасибо за работу и отдельно хочу поблагодарить министерство.

Первая просьба Александр Александровича, когда мы с ним виделись, - обязательно оставь министерство по национальным отношениям.

За прошедший год Удмуртия не раз становилась федеральной площадкой по вопросам реализации государственной национальной политики. Так, XII Конгресс антропологов и этнологов России, проведённый в столице республики, заявил об Ижевске как о научном центре федерального масштаба в данной сфере. 

Большой этнографический диктант – это особая гордость республики. Проект, ставший не только федеральным, но и международным. В ноябре 2017 года Диктант написали 367 тысяч человек, для этого было открыто 2 600 площадок по всей стране и 11 за рубежом.

Удмуртия становится центром привлечения инновационных практик в сфере гармонизации межэтнических отношений. У нас действует «Многонациональный молодёжный образовательный центр «Вместе».

Также наша республика в феврале 2018 года принимала первый окружной семинар проекта «Моя Россия – единство народов. Организация деятельности сети ресурсных центров в сфере национальных отношений». В нём участвовали представители 25 субъектов РФ.

В тесном взаимодействии с органами местного самоуправления на местах продолжается формирование сети Домов дружбы народов. На сегодня она включает 9 Домов дружбы народов и учреждений муниципального уровня с аналогичными функциями, более 100 центров национальных культур. 

Одной из основных задач 2018 года и на последующий период является активизация подготовки к празднованию 100-летия удмуртской государственности в 2020 году. Эта тема была в числе центральных в ходе нашей встречи на прошлой неделе с активом Ассоциации «Удмурт Кенеш».

Наша республика живет насыщенной жизнью, вмещающей много ярких событий. Я предлагаю самые яркие мероприятия, инициированные и поддержанные активными гражданами нашей республики, посмотреть ещё в одном видео.

Практически все проекты, которые вы сейчас увидели, это инициативы наших граждан. Я практически заканчиваю. Первый пункт, вы помните, это обращения граждан. Нам надо быть более открытыми. Я имею ввиду чиновников, депутатов, надо слушать и слышать людей. Есть прекрасные инициативы, проекты, люди сами готовы вовлекаться в эту работу, и получается такая насыщенная и интересная жизнь.

Уважаемые коллеги, основную часть своего доклада, которая касалась отчёта о проделанной работе Правительства Удмуртской Республики за 2017 год, я закончил. Но цель нашего такого расширенного формата проведения сессии Государственного совета УР была в другом (мы так решили с Алексеем Михайловичем), потому что важнее на данный момент это то, что мы определим в качестве приоритетных направлений и проектов на 2018 год!

У нас по-прежнему большой государственный долг. При текущем дефиците бюджета, который составляет около 3 млрд рублей нельзя рассчитывать только на прогнозируемый рост экономики – необходимо искать внутренние резервы.

В связи с этим мы приняли решение реализовать в течение ближайших 2 лет следующие проекты и реформы:

1. Эффективное использование государственного и муниципального имущества – это главная задача Правительства Удмуртской Республики на 2018-2019 года.

Рабочая группа под моим руководством с начала 2018 года проводит тотальную инвентаризацию неиспользуемых земель, бесхозного имущества и оценивает эффективность использования всех активов республики.

По состоянию на 1 апреля 2018 года выявлено порядка 1 тысячи объектов. На сегодняшний день обследовано 273 объекта, по ним проводятся мероприятия по вовлечению в хозяйственный оборот либо списанию, поскольку мы продолжаем тратить на них деньги, на обслуживание.

Я приведу пару примеров. Оздоровительный лагерь «Кама» в Сарапульском районе. Имущество и земельный участок (в 3 гектара) находятся в собственности Удмуртской Республики, затраты на содержание объектов – около 500 тысяч рублей в год.  Имущество лагеря нуждается в реконструкции. Лагерь уже не используется, и мы с ним ничего не делаем годами. Меня радует тот факт, что глава района Асабин Игорь Владиславович первый вышел с этой инициативой.

Ещё один объект - имущественный комплекс детского лагеря «Юный нефтяник» в Шарканском районе. Земельный участок 48 гектаров на берегу Камы, затраты на содержание – более 700 тысяч рублей в год. Учреждение не ведет хозяйственную деятельность, планируется к ликвидации. И эти активы мы не используем. И таких активов в республике много.

Работа по вовлечению в хозяйственный оборот наших активов требует ответственного отношения. Прежде всего, это касается глав муниципальных образований. Необходимо провести регистрацию бесхозного имущества для вовлечения его в хозяйственный оборот, сокращать расходы на содержание неиспользуемого или непригодного к использованию имущества, вовремя осуществлять его списание, достраивать объекты незавершенного строительства.

2. В развитии вышесказанного мы проводим оценку эффективности деятельности компаний с госучастием.

Я не раз приводил пример реструктуризации двух республиканских активов, ГУП «Аптеки Удмуртии» и ГУП «Удмуртлес». Из убыточных организаций мы в течение 6 месяцев имеем прибыльные активы. Именно благодаря такой работе, «Аптеки Удмуртии» приобрели второй диагностический мобильный центр.

Уважаемые коллеги, я напомню о цифрах, о которых не раз говорил и совсем недавно докладывал на Госсовете Президенту России: в республике 138 организаций с государственным и муниципальным участием (это не считая автономных и бюджетных учреждений). Их годовой объём выручки более 23 млрд рублей. При этом совокупный налог на прибыль уплачен в размере 15 млн рублей. Это наша с вами эффективность. Когда мы задумываемся, откуда взять деньги, и возникает только одна мысль – пойти и взять кредит банковский, давайте подумаем вот об этом.

3. Административная реформа. Наша экономика не способна прокормить такое количество чиновников. И если бы речь шла об эффективном аппарате, это ещё одно дело, но ту оптимизацию, которую мы провели, она показывает, что чиновничий аппарат у нас избыточен.

Немного статистики: 3016 сотрудников в органах исполнительной власти. По соотношению на тысячу жителей у нас один из самых высоких показателей в ПФО. Вонд оплаты труда составляет 1,6 млрд рублей. 6 188 сотрудников в органах местного самоуправления. фонд оплаты труда - 2,57 млрд рублей. Итого более 9 тысяч государственных и муниципальных служащих с содержанием более 4,1 млрд рублей в год.

Вы видите красноречивый слайд, статистика по городам, соизмеримым по количеству жителей: 1271 чиновник у нас управляет Ижевском и 354 чиновника - городом Пензой.

Я уже говорил, нами уже были проведены мероприятия по сокращению численности государственных и муниципальных служащих. Число республиканских министерств и ведомств сокращено с 36 до 28, государственных служащих стало меньше на 109 единиц, работников муниципалитетов – на 141 единицу. Общая экономия бюджета от проведенных мероприятий составила 117,7 млн рублей. Но самое главное, мы не почувствовали на оперативности работы, на её качестве, наоборот, стали работать быстрее и качественней.

Начинать мы будем, безусловно, с себя и речь идёт об Администрации Главы и Правительства УР. До конца 2018 года будет разработан план и начнётся поэтапное его внедрение. Нам необходимо сократить расходы на содержание аппарата Правительства и Главы на 30 процентов.

Первый шаг уже начнётся в ближайшее время. Я не представляю министерства, где пять–шесть заместителей, у каждого заместителя – отделы, сектора и так далее. Иной раз, чтобы получить ответ на вопрос, проходит от 40 минут и выше. Почему? Потому что у нас четыре, а иногда и пять уровней менеджмента до того человека, который реально что-то руками делает и обладает информацией. Такая ситуация неприемлема. Поэтому первый уровень оптимизации структуры – это уровень министерский – заместители, начальники управлений.

При этом я хочу обратить внимание, чтобы не было спекуляций на эту тему. Безусловно, это не будет вручение уведомления о сокращении, это будет системная работа. Всех людей, кто будет освобождаться, мы будем стремиться трудоустраивать. Я поставил задачу – сформировать образовательный блок, чтобы человек мог получить новые компетенции в предпринимательской сфере. Мы будем всячески этому помогать.

Отдельно хочу обратить ваше внимание на важнейшую задачу, на беспрецедентную и амбициозную, которую нам предстоит в 2018 году.

Самое плачевное состояние у нас состояние дорог из городских округов – это город Глазов. Поэтому мы договорились с Госкорпорацией «Росатом», нам пошли навстречу, выделили беспрецедентный объём финансирования - 422 млн рублей. Более 35 км дорог мы отремонтируем в Глазове, это будет являться почти 50 процентов от всех дорог.

Близка к завершению работа по ликвидации непроезжих участков автомобильных дорог. Ну как близка? МЧС в 2016 году сформировал перечень из 87 участков автодорог, 20, где осенью и весной невозможно проехать даже зачастую на спецтехнике МЧС.

25 таких участков уже ликвидированы, отремонтированы дороги. В 2018 году предстоит устранить оставшиеся 62 непроезжих участка.  Бюджетных средств в данный момент нет, но мы прорабатываем сейчас инструменты, которые нам помогут решить данную задачу.

То, что я озвучил, немногими будет принято позитивно. Мы уже видим реакцию такую, знаете, - оборона глухая. Вот сейчас мы поменяли руководство в «Удмуртохота». Оказывается в собственности у республики 7 охотничьих баз. Задайтесь вопросом: в каком они состоянии, и сколько они приносят доход республике? Кто-нибудь знает? Копейки! Несколько десятков тысяч рублей в год. При этом это одна из самых востребованных услуг (охота, рыбалка) в нашей республике. Чуть позже Евгений Родичкин, который возглавил проектный офис по этому направлению, доложит. Каждый проект, всё, что касается государственной и муниципальной собственности, мы будем представлять вам максимально открыто. У каждого есть возможность ознакомиться с документацией, с проектной, с бухгалтерской. Если мы будем продавать имущество, то по максимальной цене, и открыто говорить, куда эти деньги будут направляться. Если мы будем привлекать инвестиции, то всем будет понятно, кто тот инвестор. Честная, открытая и ответственная работа! Я приглашаю вас к ней присоединиться.

В заключение, коллеги, возвращаясь к началу, к словам Владимира Владимировича Путина, я хочу сказать следующее: для Удмуртии сейчас тот самый рубежный момент, когда мы можем проявив все свои лучшие качества, используя тот огромный потенциал в экономике и основываясь на традициях и вере наших людей (у нас люди очень терпеливые), совершить рывок в социально-экономическом развитии. Но для этого необходимо выйти из зоны комфорта. И я обращаюсь, в первую очередь, к активу республики, чиновникам, депутатам Госсовета, главам муниципальных образований, предпринимателям. Уважаемые коллеги, я понимаю, что в сложившейся годами системе координат, когда всё сухо и тепло, когда не хочется что-то менять, но поверьте, перемены, происходящие в мире и в нашей стране неизбежно коснутся каждого из нас. Выигрывает только тот, кто способен меняться сам и способен управлять изменениями.

На 2018 год – у нас амбициозные планы и большие задачи. Все они преследуют одну цель - сделать жизнь наших граждан лучше. Работа по качественным преобразованиям нашей республики потребует упорства, сил и времени. Хочу, чтобы каждый из нас осознал свою часть ответственности за успех нашего общего дела и будущее нашей республики. Спасибо!».

Возврат к списку