Версия для слабовидящих
Официальный сайт Главы Удмуртской Республики
и Правительства Удмуртской Республики
 
  • Сегодня:
  • Время:

Глава Удмуртии выступил с докладом о работе Правительства УР в 2014 году на заседании сессии Госсовета

Сегодня, 24 марта, на заседании шестнадцатой сессии Государственного Совета УР Глава Удмуртии Александр Соловьев выступил с докладом «О результатах деятельности Правительства Удмуртской Республики в 2014 году».

Публикуем полный текст доклада:

«Уважаемый Владимир Петрович!

Уважаемый Президиум!

Уважаемые депутаты Государственного Совета!

Уважаемые члены Правительства и приглашённые!

Начиная Отчет, сразу же подчеркну, что в центре всей работы нашего Правительства были люди, их интересы и потребности. Исходя из этого выстраивались приоритеты и планы.

Мы старались слушать и слышать наших земляков. Быть перед ними честными. Это главный  принцип нашей политики.  

В ходе своего доклада, наряду с информацией о работе Правительства, я дам также краткие ответы на присланные в наш адрес вопросы депутатов.  Затрону темы, связанные с нынешней ситуацией экономической нестабильности.

Начать хочу с демографии. Поскольку её можно считать главным интегральным показателем качества развития республики.

В нашем регионе сохранилась положительная демографическая ситуация. В 2014-ом году мы отмечаем естественный прирост населения. Рост рождаемости произошёл в городах Ижевске, Воткинске, Глазове и тринадцати муниципальных районах.

По уровню рождаемости республика находится на четвёртом месте в Приволжском федеральном округе.

Не могу не сообщить сегодня ещё одну приятную новость. По данным Росстата, население Удмуртской Республики увеличилось в 2014 году на 422 человека и составило на 1 января 2015 года 1 миллион 517 тысяч 472 человека. Причём рост жителей отмечен впервые с 1993 года.

Этому помогло и то, что в прошлом году вдвое уменьшился миграционный отток населения. Если помните, именно такую задачу я ставил год назад. 

Считаю, сказалась в том числе и наша работа по улучшению условий для самореализации жителей Удмуртии в родном регионе.  Но эту тенденцию еще предстоит закрепить.

О том, что 2014 год был прожит не зря, уважаемые коллеги, говорят и другие показатели социально-экономического развития.

Объём валового регионального продукта составил, оценочно, более 430 миллиардов рублей.

Рост, по сравнению с 2013 годом, в фактических ценах  произошел на  7,6 процента. 

Рост  инвестиций в сопоставимых ценах составил 3,6  процента. А их общий объём превысил 89 миллиардов рублей.

Объём валовой продукции сельского хозяйства составил 61 миллиард 200 миллионов рублей. Рост на 11 процентов.

Введено в эксплуатацию более 630 тысяч квадратных метров жилья. Прирост – 18 процентов.

Среднемесячная заработная плата составила 23 681 рубль. Повышение на 10,8 процента.

Реальные располагаемые денежные доходы населения за год увеличились на 6,4 процента.

Такие положительные результаты во многом обеспечены работой промышленного сектора нашей экономики. Потому что стабильная экономика – это налоги в бюджет и зарплата работников.

Несмотря на изменчивую конъюнктуру внешнего и внутреннего  рынков, объём отгруженной продукции в промышленности превысил 393 миллиарда рублей. Что, в действующих ценах, на 11 процентов выше  уровня 2013 года.

Объёмы производства нарастили более 70 процентов предприятий.

Стабильно работает наша «оборонка». Только за 2014 год объём государственного оборонного заказа для заводов Удмуртии   вырос на 20 с лишним процентов.

Реальное воплощение получила идея создания машиностроительного кластера, поддержанная  Президентом РФ Владимиром Владимировичем Путиным.

Программа кластера утверждена Межведомственной комиссией по модернизации и инновационному развитию при Президенте РФ. Теперь наша задача – привлечь софинансирование на его развитие из федерального бюджета.

С целью получения федеральной поддержки надо также ускорить создание  в республике индустриальных и технологических парков. В том числе путем софинансирования республикой затрат на парковую инфраструктуру.  

Доля промпарков в объёме промышленного производства должна составить к 2020 году более двадцати миллиардов рублей. 

Для сравнения, это сегодняшний объем двух таких предприятий, как «Ижсталь».

Устойчиво работали в минувшем году нефтяники Удмуртии, добывшие около одиннадцати миллионов тонн нефти.

Знаковым событием прошлого года для топливно-энергетического комплекса республики стало завершение масштабного инвестиционного проекта по реконструкции Ижевской ТЭЦ-1.

Мощность станции благодаря этому возросла в четыре раза.

В результате целенаправленной работы энергоемкость валового регионального продукта за прошедший год снизилась на 13,4 процента. Сегодня республика входит в десятку  лучших регионов России по реализации региональных программ энергосбережения. 

Важным пунктом работы Правительства в отчетном году стало формирование плана мероприятий по содействию импортозамещению и инвестпроектов, направленных на увеличение экспорта и технологическое развитие. Всего в   план включено 103 инвестпроекта с объёмом инвестиций 260 миллиардов рублей.

Их реализация позволит выйти к 2020 году на снижение импортозависимости в промышленности с уровня 70-90 до 50-60 процентов.  

В текущем году первоочередной задачей является реализация заключенного  соглашения с федеральным Фондом развития промышленности. Что позволит предприятиям получать целевые займы на проекты импортозамещения и предпроектную подготовку по ставке пять процентов. Это крайне важно при действующей ставке Центробанка в 14 процентов. 

В сложной экономической ситуации особого внимания требует малый и средний бизнес.  Он способен стать одним из значимых факторов экономического роста.  

На поддержку предпринимательства в прошедшем году направлено 227 миллионов рублей, из них 172 – из федерального бюджета.

Фондами поддержки малого предпринимательства профинансировано 1 356 проектов на сумму более 885 миллионов рублей.

Гарантийным фондом предоставлено 237 поручительств на сумму около 320 миллионов рублей, что позволило бизнесу привлечь 872 миллиона рублей кредитных средств.

59 субъектов инновационного развития – это молодые ученые, малые инновационные предприятия – смогли получить 61 миллион рублей из Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. В этом году у нас ещё более амбициозные планы.

Правительству республики нужно  ускорить работу по внесению изменений в наше законодательство,  предусматривающих снижение налоговой нагрузки для малого и среднего бизнеса.

Решению этой задачи будет способствовать деятельность созданного при Главе республики Совета по инновационному развитию.  Он примет самое активное участие в разработке Стратегии инновационного развития региона.

Уважаемые депутаты!

В отчётном году сделан шаг вперед в развитии агропромышленного комплекса.

Был сохранен уровень государственной поддержки села.

Радуют успехи животноводов. В прошедшем году взят пятитысячный рубеж по надоям молока от каждой коровы.

По объёмам валового производства молока  сельскохозяйственными организациями Удмуртия на четвёртом месте в России и втором среди регионов Приволжского федерального округа. 

Благодаря проделанной работе мы сохранили высокий уровень продовольственной безопасности по основным продуктам питания.

Теперь у нас есть все возможности поставить перед нашим селом новую амбициозную задачу – довести к 2020 году валовое производство молока до одного миллиона тонн.

Акцент при этом предлагается сделать на строительстве современных молочно-товарных ферм (на 200 голов). Это обеспечит дальнейшее развитие как  молочного, так и мясного скотоводства.

Если говорить о других задачах развития АПК, в том числе в рамках импортозамещения, то важнейшими из них являются формирование в республике оптово-распределительных центров и центров по глубокой переработке сырья. А также организация крупного производства овощей с тепличным хозяйством, обеспечивающего полный цикл производства и реализации.

Говоря о сельском хозяйстве, не могу не затронуть тему роста цен на продукты питания.  Поскольку это первое, что волнует сегодня наше население. О чем люди говорят мне при встречах.

Задачу отслеживать  процесс ценообразования поставил перед органами власти регионов и Президент России Владимир Владимирович Путин.

Правительством республики еженедельно мониторится ситуация по сорока наименованиям продуктов в разрезе тридцати муниципальных образований.

В декабре прошлого года по стоимости потребительской корзины республика занимала 6-е место среди регионов ПФО и 67-е  в России (первое место – самая высокая цена).

Хотя мы не раз отмечали еще тогда, что по ряду продуктов, в избытке производимых в Удмуртии, цены существенно выше, чем у привозных товаров. Считаю, такого быть не должно.

Недавно тема цен на продукты и лекарства обсуждалась на нескольких совещаниях с моим участием. Делаю вывод, что наш сигнал услышан. Рост цен на продукты питания у нас не такой, как у соседей. Мы продолжим конструктивный диалог с производителями и торговыми сетями в интересах жителей.

Повторю ещё раз. Наша общая задача – сохранять стабильность в республике.  Бизнес и торговля должны умерить аппетиты. Тем более что ряд наших крупных предприятий и село в целом получали и получают немалую подпитку из бюджета для своего развития. А за добро, считаю, надо платить добром.

Положительным результатам в сельском хозяйстве способствовала активная работа Правительства по развитию социальной инфраструктуры на селе. Что является также важным фактором обеспечения стабильности. 

В рамках действующей государственной программы на селе построено почти 15 тысяч квадратных метров жилья. Введено в эксплуатацию 120 километров газовых сетей, 37 километров сетей водоснабжения.

240 молодых специалистов получили до 115 тысяч рублей «подъёмных». В результате, почти две трети из них остались работать в агропромышленном комплексе Удмуртской Республики.

В 2015 году «подъёмные» увеличены до 200 тысяч рублей.

Кроме того, планируются единовременные выплаты работникам отрасли на оплату санаторно-курортного лечения.

Стабильный рост экономики, повышение качества жизни населения в решающей степени определяются суммой и эффективностью вложения средств. 

Задачу сделать ставку на привлечение в республику крупных инвестиций я выдвинул ещё год назад, в аналогичном отчёте. Речь шла также о создании в регионе всех необходимых для этого условий – от правовых до инфраструктурных.

Что сделано?

Как вы знаете, в республике утверждена Инвестиционная стратегия до 2025 года. Принят  очень важный для инвестора документ – План создания инвестиционных объектов и объектов инфраструктуры.  Всего в нём прописано 768 объектов.

Сформирован прогноз инвестиций по каждой отрасли. Обеспечение необходимого прироста инвестиций стало одним из главных критериев работы министерств.

Ориентир – довести к 2018 году долю инвестиций в валовом региональном продукте до уровня 25 процентов. Как требует этого Президент России.

По итогам 2014 года мы имеем в валовом региональном продукте 20,5 процента инвестиций. Год назад было 17,5 процентов. Как видите, движение вперёд есть.

Однако каждый следующий процент, если учесть текущие тенденции в экономике, будет даваться нам всё труднее. Но другого выхода нет. Без этого экономика Удмуртии не сможет развиваться.

Хорошие результаты дают программы по стимулированию инвесторов. В прошлом году правом на получение налоговых льгот воспользовались 26 предприятий. При этом их инвестиции на реализацию своих проектов составили около 1,6 млрд. рублей. А дополнительные налоговые поступления в бюджет республики – более 370 млн. рублей.  В результате будет создано свыше 800 новых рабочих мест.

Впервые были проведены два конкурса инвестпроектов с использованием средств инвестиционного фонда Удмуртии. Господдержку в размере 57,5 млн. рублей получили два проекта государственно-частного партнерства.

Первый – «Организация современного производства древесно-стружечных плит» в ООО «Увадрев-холдинг» в размере 30 млн. рублей.

Второй – «Птицеводческий комплекс по выращиванию, убою и переработке мяса индейки на 6000 тонн живого веса в год в Сарапульском и Можгинском районах» в размере 27,5 млн. рублей.

Стоит в связи с этим отметить, что  Удмуртия поднялась за год на 15-е место в Российской Федерации в рейтинге по развитию государственно-частного партнёрства. А было 24-е. И было в целом неплохо. Но стало еще лучше.  

Безусловно, такой оценке нашей работы способствовало и практическое начало реализации проекта строительства мостовых переходов через реки Каму и Буй.

Важную координирующую роль мы отводим созданному в прошлом году Агентству по инвестиционному развитию.

Уважаемые депутаты! Важнейшей составляющей инвестиционно привлекательного региона является его качественная инфраструктура. В том числе дороги.

Год назад в аналогичном отчете я отмечал, что дорожная проблема была на первом месте у   половины жителей региона.

Мы взяли на себя обязательство серьёзно улучшить ситуацию. И выполнили обещанное. За 2014 год  восстановлены и отремонтированы 330 км дорог. Основные из них – участки автодорог Игра-Глазов, Ижевск-Воткинск, Окружная города Ижевска, Воткинск – Кельчино, Дебесы – Кез.

Если в Ижевске в прошлом году состояние дорог было у горожан на первом месте. То сегодня – на пятом.

Этому помогло и то, что впервые были сформированы муниципальные дорожные фонды  объемом в 1 миллиард 403 миллиона рублей. В итоге приведены в нормативное состояние свыше 90 километров улично-дорожной сети,  отремонтированы 110 тысяч квадратных метров дворовых территорий многоквартирных домов. Введены в эксплуатацию почти 40 км сельских дорог.

Республика сохранила лидирующие позиции в России по темпам строительства дорог на селе. Мы планомерно движемся к достижению главной стратегической цели – наличию дороги с твердым покрытием к каждому населенному пункту республики.

Эти и другие подобные факты и есть перемены к лучшему, за которые голосовали наши избиратели.

От развития дорожной сети не должен отставать транспортный комплекс в целом.

В отличие от многих других регионов, мы не допустили закрытия маршрутов пригородных поездов. Своевременно заключили соглашение с РЖД.

Авиакомпания «Ижавиа» впервые перешагнула годовой рубеж в 300 тысяч  пассажиров.

Вместе с тем, в транспортной отрасли остаются и проблемные вопросы.

Один из них – недофинансирование убыточных пригородных автобусных маршрутов. Решением данной проблемы может стать включение в бюджеты муниципальных образований, по примеру республиканского бюджета, статьи расходов на покрытие убытков по пригородным перевозкам пассажиров в сельской местности.

Рост обеспеченности населения жильем – важный фактор роста всей экономики. Рубль в жилищном строительстве дает экономический эффект – от 7 до 13 рублей в сопряжённых отраслях.

Я уже сказал о положительной динамике на этом направлении. За счёт ипотечных жилищных кредитов и займов улучшили жилищные условия почти 16 тысяч семей. Рост к уровню 2013 года – на 18 процентов. 

Однако мы по-прежнему в конце рейтинга регионов ПФО по обеспеченности жильем на душу населения. Поэтому даже в нынешних сложных условиях задача увеличения объема и повышения  доступности жилья остается для Правительства приоритетной. Строить надо больше и дешевле!

Пополнилась и социальная инфраструктура. За год было введено 22 объекта социальной сферы.

Говоря о комфорте жизни, нельзя не сказать о газификации.

Из-за сокращения финансирования за 2014 год введено 220 км газовых сетей. Это на 26 процентов меньше, чем годом ранее. Основная причина – долги  потребителей за газ. Мы не выполняем свои обязательства. «Газпром», что вполне объяснимо, не выполняет свои.

Ситуацию надо исправлять. Жду предложений  от профильного министерства и органов местного самоуправления по устранению причин отставания.

Задача на 2015 года – ввести за счёт всех возможных источников финансирования, в первую очередь, внебюджетных,  не менее 300 км газовых сетей.

В сфере жилищно-коммунального хозяйства  стоит задача постоянного и жёсткого контроля за деятельностью формируемого Фонда капитального ремонта многоквартирных домов и реализацией программы капремонта.

Считаю, что Правительство, как его учредитель, должно плотно взаимодействовать в этой работе с общественностью. Иначе проблему с места не сдвинуть.

То же самое могу сказать и о контроле за деятельностью управляющих компаний. Важную роль здесь сыграет  введение уже с 1 мая текущего года лицензирования этого вида деятельности.

Нужно также повышать правовую грамотность собственников жилья.  С этой целью из бюджета Удмуртской Республики в 2014 году выделены субсидии победителям конкурса в лице общественных организаций, действующих в сфере ЖКХ. Проекты будут реализованы в 2015 году.

Достаточно эффективно занималось Правительство  сокращением задолженности организаций коммунального комплекса за потребленные энергетические ресурсы. 

С августа 2013 года по 1 января 2015 года она уменьшилась на 1 миллиард 315 миллионов рублей.

Тем не менее, объём задолженности на начало года составил около 2,5 миллиардов рублей.

Чтобы не допустить роста  неплатежей, утверждены значения предельных индексов изменения размера платы за коммунальные услуги на текущий год. 

Вместе с тем, необходимо отметить, что во многих муниципальных образованиях отсутствуют утверждённые схемы тепло- и водоснабжения, водоотведения. А также имеется большое  количество незарегистрированных объектов коммунальной инфраструктуры. Всё это препятствует развитию отрасли и привлечению в нее инвестиций.

Считаю,  что ликвидация этих недоработок должна стать в самое ближайшее время предметом пристального внимания администраций муниципальных образований и соответствующих органов государственной власти. 

Уважаемые депутаты!

Повышение качества жизни населения – важнейшая цель социальной политики государства.

Выше я уже привёл статистику по заработной плате и доходам населения. Добавлю, что по среднемесячной заработной плате республика на 6-м месте в ПФО.

В прошлом году задолженность по заработной плате в республике снизилась с 29 миллионов рублей на 1 сентября 2014 года  до 18 миллионов рублей к началу 2015 года.

Уровень общей безработицы (по методологии Международной организации труда) составил пять процентов. Это один из самых низких показателей среди регионов ПФО.

В то же время перед нами стоит задача сокращения неформальной занятости населения.

В условиях непростой экономической ситуации Правительство справилось в полном объёме с выполнением публичных обязательств перед населением.

Объём социальных выплат, пособий, компенсаций превысил в 2014 году сумму в 4,6 миллиарда рублей. Их получает почти каждый третий житель республики.

В этом году исполняется 70 лет Победы в Великой Отечественной войне. В преддверии этой даты была организована проверка условий жизни более чем 30-ти тысяч ветеранов войны.  Им оказывается необходимая помощь. 

76 ветеранов войны улучшили жилищные условия. В текущем году жильём будет обеспечено ещё 69 ветеранов.

Более двух миллионов рублей выделено  ветеранам войны на проведение капитального ремонта и газификацию.

Активизировалась работа по патриотическому воспитанию молодежи. У нас действуют 160 молодёжных патриотических объединений. Поисковые отряды из Удмуртии выезжали в рамках Всероссийской Вахты Памяти на поиски останков воинов на территории Ленинградской, Смоленской  и Мурманской областей. 

Детская общественная организация «Юность» планирует провести в апреле этого года на бульваре Гоголя акцию «Дерево нашей памяти».

До юбилея Победы осталось полтора месяца. Нужно ещё активнее  вести среди молодого поколения работу по защите правды о войне.

В мире всегда хватало желающих переписать её историю. Принизить роль нашей страны в разгроме фашизма. Сегодня их стало ещё больше. Мы должны этому противостоять. И не только словами, но и фактами.

В нашей Удмуртии много ярких примеров  массового героизма народа. Наши земляки храбро воевали. Трудились без выходных в тылу. Производили разящее врага оружие. Давали хлеб и другие продукты фронту.

Строили железную дорогу Ижевск – Балезино. А это целая эпопея. Тяжёлая и героическая. Принимали и разворачивали у себя эвакуированные заводы.

И молодёжь должна знать об этом. Ценить подвиг старшего поколения. Чувствовать себя его наследником.

Праздник будет ярче, если мы устраним одно досадное недоразумение. До сих пор только в Ижевске и Малой Пурге есть «Вечный огонь», горящий постоянно.  В большинстве других территорий «Огонь памяти» зажигается лишь в большие праздники. А в Дебесах, Каракулино, Красногорье, Камбарке и Сюмсях его нет вообще.

Поэтому сегодня я настоятельно прошу руководителей этих пяти муниципалитетов решить вопрос с «Огнем памяти» к 9 Мая. А в городах Сарапуле, Глазове, Воткинске и Можге «Вечный огонь» должен стать постоянным

Ко мне обращаются по этому поводу ветераны, общественные организации. Не верю, что это такой неразрешимый вопрос.

День Победы для всех нас святой праздник. А 70-летний юбилей – вдвойне и втройне. Давайте встретим его, как подобает!

Я не раз объективно критиковал положение в отрасли здравоохранения, ситуация в которой продолжает волновать население республики. 6 миллиардов рублей, вложенные в неё за последние годы в ходе модернизации, должны давать отдачу.

Не буду подробно перечислять сделанное здесь в 2014 году. В тексте отчёта, который получили депутаты, есть вся необходимая информация. Скажу только, что работа ведётся, на мой взгляд, в правильном направлении. Она  станет основой для дальнейшего повышения качества и  доступности  медицинских услуг.

Более того, мы обязаны их гарантировать.

Этому должна служить и начатая в республике оптимизация системы здравоохранения. На ней я и остановлюсь.

Знаю, что она воспринимается неоднозначно. Где-то  перехлёстывают эмоции. Где-то есть стремление сохранить всё по-старому.

В противовес приведу только один пример. Возьмём службу родовспоможения. И сравним положение дел в Удмуртии и Чувашии.

У наших соседей детская смертность – 4,4 промилле. У нас – 8,2.  То есть у нас она почти вдвое выше. Как говорится, с цифрами не поспоришь.

При этом в Чувашии действуют один крупный перинатальный центр в Чебоксарах и шесть межмуниципальных родильных домов.

У нас – маломощные родильные отделения в  районных больницах. В ряде из которых принимается малое число родов. Но зато регистрируется большая младенческая смертность.

Но ведь мы тоже построили в городах прекрасные центры родовспоможения. Которые оснащены всем необходимым.  Считаю, что жизнью и здоровьем новорождённых и матерей рисковать нельзя.

Самое главное – вести эту работу терпеливо, но последовательно. Объяснять людям пользу от таких преобразований.

Особо прошу министра предупредить своих подчиненных, в том числе главных врачей, чтобы не было никакого голого администрирования. Давления.

С людьми надо работать, а не командовать.

В 2014 году проведена большая работа по повышению статуса медицинских работников, закрепления кадров.

Заработная плата врачей и других работников здравоохранения, как и работников всех бюджетных отраслей, росла в соответствии с «Дорожной» картой. Должностные оклады работников, которые не были предусмотрены региональными «дорожными картами», увеличены на 12 процентов.

В рамках программы «Земский доктор» 78 специалистов приехали на работу в сельскую местность. В результате укомплектованность сельских больниц необходимыми врачами-специалистами увеличилась на 8 процентов.

В минувшем году начато решение ещё одного большого вопроса. Реализован первый этап создания государственной сети «Аптеки Удмуртии». Здесь мы как бы предвосхитили задумки руководства страны по совершенствованию аптечного обслуживания населения.

Например, в наших государственных аптеках не бывает дефицита жизненно важных лекарств. Это их «плюс». Проект по созданию сети будет завершён в текущем году.

Занимаясь укреплением здоровья населения, мы  одновременно работаем на профилактику. Развиваем и совершенствуем спортивную инфраструктуру.

В 2014 году введены в эксплуатацию  плавательный бассейн, стрелковый тир в городе Ижевске, лыжная база в пос. Балезино, спортивный комплекс в пос. Кизнер. Реконструирован спорткомплекс «Прогресс» в г. Глазове

В муниципальных образованиях построено 38 площадок для сдачи Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне».  

По итогам года  Удмуртия заняла 9-е место среди субъектов Российской Федерации и 3-е место в ПФО по результатам Всероссийского смотра-конкурса на лучшую организацию физкультурно-массовой и спортивной работы.

Вслед за развитием массового спорта приходят победы в спорте высших достижений. Только за один прошлый год наши спортсмены завоевали 334 медали. В том числе 113 золотых.

Фамилии славных удмуртских лыжников, серебряных призеров Максима Вылегжанина и Дмитрия Япарова вошли в летопись зимних Олимпиад.

Наши паралимпийцы Владислав Лекомцев и Владимир Кононов добыли две золотые, одна серебряная и три бронзовые награды в лыжных гонках и биатлоне. А следж-хоккеисты клуба «Удмуртия» внесли весомый вклад в «серебряный» успех паралимпийской хоккейной сборной России.

В минувшем году активно проводилась работа в сфере  охраны материнства и детства, укрепления института семьи.  

Число многодетных семей у нас растёт. Жилищные условия улучшили 52 многодетные семьи. 26 многодетных семей получили льготные целевые жилищные займы.

Свыше двух тысяч многодетных семей поставлены на учёт на бесплатное предоставление земельных участков. На начало года предоставлено 1 209 таких участков.

Постепенно сокращается число детей-сирот, что в значительной степени обусловлено развитием института патронатных и замещающих семей.

В прошедшем году впервые прошел торжественный приём, посвящённый вручению новой государственной награды республики – знака отличия «Родительская слава». Его заслужили 29 супружеских пар многодетных родителей и пять одиноких отцов, достойно воспитавших троих и более детей.

По вложениям в эту отрасль на душу населения из республиканского бюджета мы занимаем 1-е место в Приволжском федеральном округе.

За год введено 2 040 дошкольных мест. Благодаря этому мы близки к обеспечению к  2016 году местами в дошкольных учреждениях всех детей старше трёх лет.

Построено три школьных здания на 318 мест. Число обучающихся во вторую смену снизилось до 16 процентов.  А доля школ, соответствующих современным требованиям, выросла до 77 процентов.

Горячим питанием обеспечено 94,5 процента школьников, что на 10 процентов выше среднероссийского показателя.

Охват детей дополнительными общеобразовательными программами составил 67 процентов. Среди субъектов Российской Федерации по этому показателю мы находимся  на 5-м месте.

Перед Правительством стоит новая задача по разработке механизма, стимулирующего лучших выпускников школ учиться в наших ВУЗах и оставаться затем в республике. 

Системно  решается задача обеспечения жильём   детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Для них в течение года приобретено 206 квартир.    

Кроме того, за два года в республике сформирован специализированный жилищный фонд для этих целей в количестве 163 квартир.

Коллеги! Несколько слов о системе социальной защиты населения. Наряду с мерами социальной поддержки людей старшего возраста и инвалидов в республике реализуется подпрограмма «Доступная среда». В прошлом году началось строительство в городе Ижевске нового здания Республиканского реабилитационного центра.

В прошлом году впервые было заключено 100 социальных контрактов с жителями из наиболее социально уязвимых слоев населения.

49 муниципальных учреждений социального обслуживания перешли в ранг   государственных учреждений. При этом все 250 тысяч  граждан, находившихся в них на социальном обслуживании, были своевременно обеспечены услугами.

В то же время отмечу, что десять учреждений социального обслуживания города Ижевска были переданы республике без объектов недвижимого имущества. Это противоречит законодательству Российской Федерации. Проблема должна быть урегулирована Городской Думой Ижевска в кратчайшие сроки. От противоречий между органами власти не должны страдать граждане.

2014 год был объявлен в России и в Удмуртии Годом культуры.  

Хорошие шаги в этой отрасли связаны с широкой подготовкой к 175-летию нашего великого земляка Петра Ильича Чайковского. Под знаком этой большой даты пройдёт  весь нынешний  год.

В декабре прошлого года  торжественно  открылся Год Удмуртии в Москве, посвящённый юбилею великого композитора.

В ходе подготовки к празднованию проводятся реставрационные работы в Музее-усадьбе П.И.Чайковского. Завершена реконструкция здания Государственного театра оперы и балета Удмуртии. Несколько дней осталось до его официального открытия. Ведётся капитальный ремонт Дворца культуры «Юбилейный» в Воткинске.  

21 миллион рублей выделен на приобретение музыкальных инструментов мирового класса для государственных театрально-концертных учреждений Удмуртии. 47 детских школ искусств обновили музыкальные инструменты.

Мы должны провести празднование юбилея на уровне, достойном России и Удмуртии. Оно призвано способствовать продвижению имиджа республики как развитого культурного и туристического центра,  сохраняющего и развивающего традиции мировой музыкальной культуры.

Всё полнее раскрывается большой туристический потенциал нашего региона. Объём оказанных в 2014 году в этой сфере услуг составил более полумиллиарда рублей, увеличившись по сравнению с предыдущим годом на 30 процентов. 

Чтобы двигаться дальше, сделать Удмуртию ещё более привлекательной для туристов, необходим прорыв в части сервиса и услуг. Первым шагом в этом направлении станет  развитие туристического кластера «Камский берег», на софинансирование которого необходимо привлекать  федеральные средства.

Это задача вновь созданного министерства культуры и туризма.

В 2014 году в Удмуртии был сделан ещё один шаг по укреплению бесценных традиций добрососедства и взаимоуважения представителей разных народов и конфессий.

Как результат, по сравнению с 2013 годом, доля граждан, положительно оценивающих состояние межнациональных отношений в Удмуртии, выросла с пятидесяти двух до шестидесяти шести процентов. И напротив – уровень нетерпимости к представителям другой национальности понизился с 24 до 13 процентов.

Прошу руководителей городов и районов ускорить открытие там домов дружбы народов, центров национальных культур.

Наше население, и особенно молодежь, должны получать еще больше  объективных знаний и представлений об истории и культуре народов Удмуртии и России. Не секрет, что именно незнание и стереотипы рождают эксцессы в межнациональных отношениях.

В 2014 году сделан крупный шаг в решении наиболее существенной экологической проблемы республики – ситуации с отходами производства и потребления. Новые полигоны появились в Можге и Якшур-Бодьинском районе. Построены и функционируют две мусоросортировочные линии в Ижевске. Строится мусоросортировочная станция в Шарканском районе.  

Однако задача,  что называется, «прибраться» в своей республике, которую мы выдвинули год назад, до сих пор не решена. Системная работа по ликвидации стихийных свалок не началась. Поэтому Минприроды должно оперативно дать мне свои предложения по решению этого вопроса.

Но вот что меня по-настоящему удручает, так это ситуация с благоустройством в Ижевске.

Руководители города регулярно ездят за границу. Один из них недавно побывал с нами в Белоруссии. Казалось бы, надо себя уважать. Уважать город, где люди живут, ходят по улицам. И далеко не все ездят на джипах. Надо учиться у других. И не только в «заграницах». В ПФО тоже есть добрые примеры.

На улицах грязно. Лёд. Огромные горы чёрного снега у сквера с Вечным огнем начали убирать только перед праздником 23 февраля.

В столицах соседних регионов давно вывезли снег. А ижевчане ещё месяц будут скользить или плавать в лужах.

Страдает дорожное покрытие, куда попадает вода. Замерзая, она по ночам разрывает асфальт.

Дальше, друзья, так не пойдет. Давайте садиться и разговаривать.

В конце концов, пора подсчитать, что затратнее. Своевременный вывоз снега или хроническое латание новых дыр. Прошу администрацию Ижевска сделать такие расчёты и представить Миндортрансу.

А вот кого можно смело похвалить за ответственное отношение, так это работников лесного хозяйства республики. Они понимают, как зависит экологическая ситуация  от состояния наших лесов. 

На развитие лесного хозяйства в прошедшем году было направлено более 363 миллионов рублей, из них 207 – из федерального бюджета.

Для восстановления лесного фонда республики заложены лесные культуры на площади  свыше трех с половиной тысяч гектар. У нашего региона самых лучших в Приволжском федеральном округе  показателей в части защиты лесов от пожаров. 

На 12 процентов снизился средний объём незаконной рубки. Выходит, у лесов есть хозяин. А на некоторых наших территориях, грубо говоря, вместо них «временщики».

В прошедшем году сохранён контроль над криминальной ситуацией в республике. Не допущено массовых беспорядков и фактов экстремизма. В этом большая заслуга работников правоохранительных органов.

Общее количество преступлений составило около 27 тысяч. На полпроцента меньше, чем в 2013 году.

Удалось добиться снижения числа тяжких и особо тяжких преступных деяний. 

Возросла и  раскрываемость преступлений. Этот показатель в республике выше, чем в среднем по России и ПФО.

Но, как Главу республики, меня не может не беспокоить, что в ряде сельских районов, а именно в Граховском, Киясовском, Каракулинском, Юкаменском, Завьяловском и Дебесском,  уровень преступности значительно превышает среднереспубликанский.

В текущем году руководители этих районов отчитаются о своей работе на Постоянно действующем координационном совещании по обеспечению правопорядка.

Повысилась антитеррористическая защищённость образовательных организаций. На эти цели из бюджета республики было направлено более 20-ти миллионов рублей. Что значительно больше, чем в 2013 году.

Однако республика продолжает «лидировать» в кавычках среди субъектов ПФО по количеству наркоманов и преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков.

Я категорически против такого «лидерства». Поэтому Правительству необходимо в кратчайшие сроки  принять межведомственную антинаркотическую подпрограмму и наполнить её конкретными мероприятиями, с учётом Стратегии государственной антинаркотической политики России до 2020 года.

Кроме того,  необходимо сконцентрировать усилия на профилактике правонарушений среди несовершеннолетних.

Для более успешной борьбы с уличными правонарушениями со стороны нетрезвых граждан надо открывать медицинские вытрезвители.  Мы непозволительно затянули решение этого вопроса. Миримся с перекладыванием ведомствами ответственности друг на друга.    

Ставлю Правительству также задачу ускорить разработку механизма участия граждан в охране общественного порядка.

2014 год был отмечен крупными шагами в развитии диалога власти и общества.

Мы реализовали очень удачный проект «Открытое правительство». Люди его восприняли. Наше реальное Правительство пополнилось новыми лицами из числа участников проекта.

Была начата работа по  реорганизации общественных советов, действующих при Главе республики. Ставка в них делается на лидеров и активистов общественных организаций, экспертов по конкретным отраслям, учёных, представителей бизнеса, депутатов, руководителей политических партий. В том числе непарламентских.

Вижу задачу советов в свободном и честном обсуждении перспектив развития отраслей, их «болевых точек», внесении предложений.  

Рекомендую руководителям органов местного самоуправления пойти по такому же пути. Подобные советы на местах не должны быть декорацией, прикрывающей  решения, против которых выступает общество. 

Дополнительный импульс в прошедшем году  получила антикоррупционная работа Правительства.

За год выявлено 34 нарушения законодательства о коррупции. К дисциплинарной ответственности привлечено 26 государственных и муниципальных служащих.

Освобождён от должности после представления прокуратуры глава Ярского района. Могу заверить, что и впредь послаблений не будет. Спрос только усилится.

В частности, в этом году мы будем заниматься такой проблемой, как родственные отношения внутри системы управления. И не только между непосредственными начальниками и подчинёнными.

Оперативно устранили такое положение дел по нашей рекомендации власти города Сарапула. Некоторые ситуации будем разбирать на очередном заседании совета при Главе республики по противодействию коррупции 27 марта. Прошу всех руководителей провести ревизию родственных отношений в своих кадровых корпусах.

В 2014 году продолжилась работа по повышению доступности государственных и муниципальных услуг.

В настоящее время 170 услуг, или 70 процентов, доступны жителям республики в электронном виде. По этому показателю Удмуртия находится на лидирующих позициях среди регионов Приволжского федерального округа.

В соответствии с целевыми установками майских указов Президента России  к 2018 году услуги по принципу «одного окна» должны быть доступны девяноста  процентам жителей республики. Для решения этой задачи в текущем году нам предстоит масштабная работа по созданию в республике сети из тридцати двух МФЦ и 135 структурных подразделений.

Есть подвижки и в сфере массовых коммуникаций. В прошедшем году в республике началась трансляция 1-го и 2-го пакетов цифрового эфирного телевидения, включающих 20 федеральных каналов.

Планируем начать строительство современных волоконно-оптических линий связи до всех населённых пунктов Удмуртии с числом жителей от 250 человек.

Важным инструментом участия общественных организаций и бизнес-сообщества в принятии государственных решений является процедура оценки регулирующего воздействия.

Республика в числе первых  активно включилась в эту работу. Мы заняли третье место в рейтинге субъектов Федерации по эффективности внедрения этого принципа на региональном уровне. 

В ходе проведения соответствующего опроса более 80-ти процентов представителей бизнеса Удмуртии заявили, что в результате их участия в оценке регулирующего воздействия удается инициировать принятие нормативных правовых актов, которые действительно снижают финансовые или административные издержки. 

С этого года оценку регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов будут проводить не только министерства и ведомства, а все, кто будет являться разработчиком проектов нормативных правовых актов. В том числе и депутаты Государственного Совета Удмуртской Республики. Если их инициативы затрагивают интересы субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности.

Кроме этого, с 2015 года оценка регулирующего воздействия внедряется в городе Ижевске. А с 2016 года оценка регулирующего воздействия будет проводиться и в остальных городах и районах республики.

Уважаемые депутаты!

С первых дней своей работы во главе региона я выдвинул задачу найти новые подходы в  бюджетной политике. Постепенно уходить от несбалансированности бюджета.

В 2014 году с территории Удмуртии в бюджетную систему Российской Федерации собрано 127 млрд. 364 млн. рублей налоговых доходов. Что на семь процентов выше уровня 2013 года. 

Из них 65 процентов, или более 82 миллиардов рублей  перечислено в федеральный бюджет.  

Введение санкций в отношении хозяйствующих субъектов, снижение темпов роста экономики, падение цен на нефть негативно сказались на устойчивости доходной базы бюджета. В прошлом году наша республика недополучила налоговых и неналоговых доходов в объёме более трех млрд. рублей.

Доходы бюджета Удмуртии за 2014 год составили 52 млрд. 772 млн. рублей. Это 105 процентов к  уровню предыдущего года. Плановые назначения года исполнены на 92 процента.

В связи с этим в конце прошлого года мы возобновили заимствования. Таким образом, в конце 2014 год объём госдолга вырос на 9 млрд. рублей и составил на начало нынешнего года около 38 миллиардов рублей.

На это мы были вынуждены пойти в условиях ухудшения экономической и финансовой ситуации, чтобы выполнить   принятые обязательства. Собственно, такой путь был избран большинством регионов России.  

Также хотел бы отметить, что у нас темпы роста расходов по-прежнему превышают рост доходов.

На развитие социальной сферы направлено более 45 миллиардов рублей, или 70 процентов бюджета республики. Рост к уровню 2013 года на 6,7 процента.   

На поддержку реального сектора экономики республики  направлено более 13 миллиардов рублей.

Для сохранения баланса доходов и расходов бюджета, выполнения принятых обязательств в текущем году каждый бюджетный рубль, в том числе и заёмный, должен тратиться максимально эффективно. Ещё более активно должны привлекаться средства федерального бюджета и внебюджетные ресурсы.

В прошлом году при Вашей поддержке, уважаемые депутаты, мы приняли два важных закона о налоге на имущество.

Но для того, чтобы они заработали в полную силу, необходимо уже в ближайшее время провести актуализацию результатов кадастровой оценки земель промышленности и иного назначения, земель населённых пунктов, а также инвентаризацию объектов торговли, общественного питания, бытового обслуживания и офисного назначения.

Несмотря на сложную геополитическую ситуацию, в прошлом году республика вышла на новый уровень развития внешнеэкономических и межрегиональных связей.

Не буду перечислять все поездки наших делегаций. Все контакты, которые удалось установить. Новые формы такой работы. В том числе с точки зрения повышения инвестиционной привлекательности региона, раскрытия его  возможностей. На этот счёт давалась полная информация.

Вижу в этой работе наряду с практической стороной дела большой потенциал по продвижению имиджа Удмуртии. Нового её образа в мире. Да и в нашей матушке-России тоже.

Приближаясь к завершению своего доклада, отмечу, что основные задачи на нынешний год были сформулированы в моем Послании в декабре прошлого года. С того времени ситуация изменялась. И не в лучшую сторону.

Поэтому сегодня мы реализуем План первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности республики до 2017 года. Наша задача действовать активно, слаженно и на результат.

Сразу скажу, что этот план – не «священная корова». Он будет постоянно дополняться, конкретизироваться.

В этой связи Президент России поставил перед руководителями в регионах задачу постоянного диалога с людьми. Со всеми социальными группами. Наши граждане  должны знать и понимать, зачем принимаются те или иные антикризисные меры.   Что они дадут в итоге республике и её населению. Прошу вас вести такую работу. Подключить общественные организации. Использовать все возможности средств массовой информации.

Уважаемые коллеги!

Мы в целом хорошо поработали в 2014 году. Его итоги  ещё раз подтверждают верность выбранных приоритетов, которые нашли отражение в программе «Удмуртия. Перемены к лучшему!» и Плане мероприятий по реализации Стратегии развития региона. Наши подходы в целом не меняются. Мы продолжим концентрацию в нашем регионе ИДЕЙ, ЛЮДЕЙ и РЕСУРСОВ для движения вперед.

Нынешний год не будет простым.  Мы должны повысить эффективность работы бюджетной сферы, пересмотреть приоритеты расходов, научиться жить в условиях постоянной экономической коррекции.  

Новые вызовы требуют от нас как никогда слаженной работы всех органов власти, муниципалитетов, предприятий и бизнес-сообщества.

Надеюсь на Ваше взаимопонимание, сотрудничество и дальнейшую совместную эффективную работу.

Доклад окончен.

Спасибо за внимание!».

Возврат к списку