Вернуться в профиль Просмотреть анкету

a:2:{s:4:"TEXT";s:13933:"

Эссе

на тему «Проблемы и перспективы Министерства финансов Удмуртской Республики»

Автор: Евдокимов Станислав Петрович, первый заместитель министра финансов Удмуртской Республики


Основная деятельность Министерства финансов Удмуртской Республики заключается в формировании и исполнении бюджета Удмуртской Республики.

Основная цель Министерства финансов УР — это обеспечение сбалансированности и устойчивости бюджета Удмуртской Республики, выполнение всех расходных обязательств, утвержденных законом о бюджете.

Проблемы: необеспеченность в полном объёме доходами, рост расходных обязательств бюджета.

Пути решения проблемы:

— работа по увеличению доходов бюджета Удмуртской Республики;

— повышение эффективности расходов бюджета.

Наполнение бюджета Удмуртской Республики напрямую зависит от состояния экономики, а также от проводимой на федеральном и региональном уровне налоговой и бюджетной политики.

В республике принимаются меры по увеличению доходов. Так, для развития малого и среднего предпринимательства введена патентная система. Проводится работа по выявлению неучтённых объектов недвижимости, земельных участков и постановке их на регистрационный учёт.

В рамках государственных программ оказывается поддержка привлечения инвестиций в республику, развития малого и среднего предпринимательства и развития обрабатывающих производств.

Предприятиям, реализующим инвестиционные проекты, предоставляются налоговые льготы по налогу на прибыль и налогу на имущество организаций, производится субсидирование части затрат на уплату процентов по кредитам.

Вследствие проводимой работы ежегодно наблюдается рост доходов. Так, за 2013 год в республику поступило 37 млрд. рублей собственных доходов. Темп роста к уровню 2012 года составил 108 процентов. В абсолютном значении рост доходов составил 2,7 млрд. рублей.

Вместе с тем, складывающийся (в пределах 8-10 процентов) рост доходов, в рамках реализации Указов Президента Российской Федерации по повышению заработной платы работников бюджетной сферы, не обеспечивает опережающий рост расходов бюджета республики.

В этих условиях, для обеспечения сбалансированности бюджета необходимо изыскание новых путей увеличения доходов.

Предложения:

1. Для качественного прорыва по росту доходов необходимо привлечение в республику крупных инвесторов.

Удмуртская Республика обладает большим потенциалом земельных ресурсов. В то же время многие земли не используются по назначению, либо вообще не осваиваются. Следует проводить работу по передаче таких земельных участков инвесторам для осуществления предпринимательской деятельности, а также гражданам под индивидуальное жилищное строительство.

2. Необходимо продолжить оказание поддержки по развитию малого и среднего бизнеса, поскольку все платежи, уплачиваемые субъектами малого и среднего предпринимательства, остаются на территории Удмуртской Республики.

При этом необходимо стимулировать вовлечение в предпринимательскую деятельность новых участников.

3. В республике активно развивается потребительский рынок. Наш регион занимает одну из лидирующих позиций в Приволжском федеральном округе по числу торговых площадей в расчёте на одного жителя.

Федеральным законодательством с 2014 года разрешается взимание налога на имущество с торговых центров, торговых объектов, административных и офисных зданий исходя из кадастровой стоимости недвижимого имущества. В связи с этим, предлагаю реализовать данную норму в Удмуртской Республике в ближайшее время с целью увеличения поступлений налога на имущество организаций.

4. По состоянию на 1 января 2014 года Удмуртская Республика участвует в деятельности 28 хозяйственных обществ, при этом только 9 предприятий принесли доход в бюджет Удмуртской Республики в 2013 году в сумме 6,5 млн. рублей.

Также на территории республики функционируют 52 государственных унитарных предприятия Удмуртской Республики, из них 31 предприятие — это аптеки, деятельность которых в основном является убыточной.

Необходимо провести работу и по данному направлению. В частности, проанализировав деятельность данных предприятий, следует рассмотреть вопрос по их дальнейшему стратегическому развитию либо по приватизации.

5. Ежегодно в республике добывается более 10 тыс. тонн нефти. Предприятия нефтедобывающей отрасли обеспечивают порядка 50 процентов поступлений налога на прибыль в бюджет республики. К большому сожалению, от передачи 5-ти процентного норматива по налогу на добычу полезных ископаемых (нефть) в федеральный бюджет, республика ежегодно недополучает более 2 млрд. рублей. Для нашего нефтяного региона это большие потери бюджета. В связи с этим, для развития нефтяной отрасли и дальнейшего увеличения доходов необходимо рассмотреть вопрос по переработке добываемой нефти на территории региона.

6. На устойчивость доходов существенное влияние оказывают решения по установлению льгот.

В результате действия льгот, установленных на федеральном уровне по региональным и местным налогам, республика недополучила в 2012 году 1,9 млрд. рублей, в 2013 году — 1,6 млрд.рублей. Начиная с 2013 года, в отношении объектов естественных монополий предусмотрена поэтапная отмена льготы. В то же время введена новая льгота в отношении движимого имущества, принятого с 1 января 2013 года на учет в качестве основных средств.

В этой связи считаю необходимым в среднесрочной перспективе строить налоговую политику исходя из следующих принципов:

· окончательно отказаться от установления на федеральном уровне льгот по налогам, которые являются источниками формирования бюджетов субъектов Российской Федерации. В частности, речь идет о региональных и местных налогах;

· оценить эффективность действующих льгот и освобождений. Принятие новой льготы должно сопровождаться компенсацией потерь и определением «источника», в качестве которого может рассматриваться отмена одной или нескольких неэффективных льгот.

По моему мнению, любая налоговая льгота должна первоначально приниматься на временной основе и должна быть проанализирована на предмет эффективности по итогам её применения.

Повышение эффективности бюджетных расходов

Эффективное, ответственное и прозрачное управление государственными и муниципальными финансами, в том числе управление бюджетными расходами, является важнейшим условием для повышения уровня и качества жизни граждан республики, устойчивого экономического роста, модернизации экономики и социальной сферы, обеспечения достижения стратегических целей социально-экономического развития Удмуртской Республики.

Ежегодно проводимый на федеральном уровне мониторинг эффективности использования средств бюджетов субъектов Российской Федерации выявляет неэффективные расходы по следующим направлениям: сфера экономики и государственного управления, здравоохранение, образование, жилищное строительство и ЖКХ.

Отсутствие четкой системы оценки эффективности бюджетных расходов предопределяет необходимость формирования системы мер по повышению эффективности бюджетных расходов.

Оценка ситуации и предложения по повышению эффективности расходов бюджета Удмуртской Республики:

1. Повышение эффективности бюджетных инвестиций.

Начиная с 2014 года, в республике создан Инвестиционный фонд Удмуртской Республики, как часть средств республиканского бюджета, подлежащая использованию в целях реализации инвестиционных проектов, осуществляемых на принципах государственно-частного партнерства.

Считаю, что дальнейшее развитие механизмов государственно-частного партнерства, позволит обеспечить привлечение частных партнеров по строительству социально значимых для республики объектов.

На мой взгляд, необходимо создание новых инструментов бюджетной политики в сфере государственных инвестиций, обеспечивающих «комфортные» условия для частных инвесторов.

2. Обеспечение открытости и прозрачности общественных финансов.

В век всеобщей компьютерной грамотности, информационной открытости происходящих процессов наблюдается повышенная заинтересованность граждан, политиков, бизнеса, экспертов в прозрачном, справедливом расходовании государственных средств, в актуальной и детальной информации о государственных инвестициях, эффективности управления государственными финансами в соответствующей отрасли, в обоснованности расходов бюджета в соответствии с приоритетами развития экономики и общества. Открытость бюджета — основа повышения информированности и вовлеченности целевых аудиторий.

Для обеспечения прозрачности данных о планируемом бюджете и его расходах, привлечения граждан к участию в бюджетном процессе в Удмуртской Республике сформирован «Бюджет для граждан».

Для эффективной организации общественного участия в формировании бюджетной политики и общественного контроля за использованием бюджетных средств необходимо создать определенные условия:

— должна быть обеспечена возможность для граждан получать в открытом доступе в достаточном объеме и на регулярной основе информацию о бюджетных данных;

— бюджетная информация должна быть представлена в доступной для граждан форме (в настоящее время бюджетные данные, как правило, доступны лишь узкому кругу специалистов), в связи с чем необходимо разработать и внедрить механизмы взаимодействия с гражданами по бюджетным вопросам, в рамках которых должно быть понятно:

— а) какова процедура принятия решений;

— б) как можно повлиять на принятие решений;

— в) какие решения в итоге приняты.

Для реализации этих задач возможно использование такого инструмента как «Открытый бюджет».

3. Сокращение аппарата государственных и муниципальных служащих.

В ежегодном Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию, поручениях Правительства Российской Федерации особое внимание уделяется вопросам сокращения аппарата государственных и муниципальных служащих. По оценкам Минрегиона России, в 2007-2011 годах доля неэффективных расходов консолидированных региональных бюджетов в сфере организации государственного управления в общем объеме расходов на содержание работников органов государственной власти и местного самоуправления составляла в среднем по России 1,2-1,4 % от общих расходов консолидированных региональных бюджетов.

Эту работу предстоит в ближайшей перспективе провести и в Удмуртской Республике. Возможно, это будет комплекс мер, состоящий из проведения мероприятий по инвентаризации и исключению дублирующих функций, совершенствованию структуры исполнительных органов государственной власти Удмуртской Республики.

4. Стратегия бюджетной политики.

Стратегической мерой, способствующей проведению ответственной бюджетной политики и повышению эффективности бюджетных расходов, является расширение горизонтов бюджетного планирования.

Бюджет Удмуртской Республики с 2011 года формируется на трехлетний период, а с 2014 года бюджет республики сформирован в структуре государственных программ.

Следующая широкомасштабная задача, стоящая перед Министерством финансов Удмуртской Республики — формирование долгосрочной бюджетной стратегии до 2020 года.

Обозначенные мною мероприятия будут способствовать дальнейшему наращиванию доходного потенциала республики, прозрачному распределению бюджетных средств, повышению эффективности управления государственными финансами, и как следствие, сокращению дефицита бюджета и государственного долга Удмуртской Республики.

";s:4:"TYPE";s:4:"html";}

Вернуться в профиль Просмотреть анкету